15 фримера Робеспьер предложил принять от имени КОСа «Ответ» на «манифест государей, объединившихся против Республики». В нем говорилось, что ложны слухи, что французы поклонение богу заменили поклонением нескольким людям (видимо, имеется ввиду культ Марата – ЛеПеллетье-Шалье). Нет, Конвент не преследует ни одного из вероисповеданий и не делает из мучеников революции идолов. Французы осуждают не только суеверие и фанатизм, но и «крайности философизма».
На том же заседании Барер предложил восстановить свободу вероисповеданий. Это предложение поддержали Робеспьер и Камбон. Конвент, однако, не решился сразу его принять. Однако на следующий день, когда Робеспьер явился на заседание с готовым текстом декрета, тот был немедленно принят.
Там говорилось: «Воспрещается всякое насилие, направленное против свободы». Однако, неприсягнувшие священники и священники, поддерживающие мятежников должны преследоваться по-прежнему. Конвент призывает французов «воздерживаться от всяких богословских споров».
Однако, пишет Олар, декрет этот на практике почти не применялся. В провинции дехристианизаторы продолжали свою деятельность, разве что несколько менее рьяно.
Однако, после того как были гильотинированы эбертисты и дантонисты, среди последних были такие, как Фабр и Эро, враги религии, после того как были казнены Шометт и Гобель, культ Разума окончательно исчез. А некоторые граждане, предугадывая желание Робеспьера, стали требовать установления культа Верховного Существа…
А теперь (тяжко вздыхая) немного о Руссо. Когда я, бог даст, разберусь с текстом о Савойском викарии, на этом месте будет что-нибудь путное. А пока – как религиозные взгляды Руссо представлял себе Олар.