Впрочем, тот, кто может заменить божество в системе социальной жизни, в моих глазах является чудом гения; читать дальше(и таких, понятное дело, среди заговорщиков не было); тот, кто, не заменяя божество, думает лишь о том, чтобы изгнать его из ума людей, кажется мне чудом глупости или развращенности.
Что дали заговорщики вместо того, что они разрушили? Ничего, разве только хаос, пустоту и насилие. Они слишком презирали народ, чтобы взять на себя труд убедить его; вместо того, чтобы просветить его, они хотели лишь раздражить его, устрашить или развратить.
И Робеспьер взывает к авторитету древних. «Цицерон, наоборот, призывал против изменников меч закона и гнев богов; умирающий Сократ беседует со своими друзьями о бессмертии души; Леонид у Фермопил, ужиная со своими товарищами по оружию в момент совершения самого героического замысла, который человеческая добродетель когда-либо породила, приглашает их на другой день на другой банкет, уже в новой жизни. От Сократа до Шометта и от Леонида до Пер Дюшена далеко. (Аплодируют.) Великий человек, истинный герой слишком уважает самого себя, чтобы ему нравилась идея своего уничтожения; злодей, презренный в своих собственных глазах, отвратительный в глазах другого, чувствует, что природа не может сделать ему лучшего подарка, чем ввергнуть его в небытие. (Аплодируют.)»
И обращаясь к менее далеким временам «…Известные литераторы, в силу своего влияния на общественное мнение, начинали влиять также и на дела страны; наиболее честолюбивые из них образовали своего рода коалицию, усилившую их значение. Они как будто разделились на две секты, из которых одна глупо защищала духовенство и деспотизм, наиболее же могущественной и наиболее знаменитой была секта, известная под именем энциклопедистов». В нее входило несколько достойных уважения человек и большее число честолюбивых шарлатанов.
Робеспьер достаточно справедливо указывает на то, что члены этой «секты» искали покровительства властей. «Ее корифеи иногда произносили громовые речи против деспотизма, но получали пенсию от деспотов; они иногда писали книги против двора, а иногда посвящения королям и мадригалы придворным; они были гордыми в своих писаниях и унижались в передних высокопоставленных лиц….Было замечено, что многие из них находились в тесных связях с домом д'0рлеанов, а английская конституция была, по их мнению, образцом политики, максимумом социального счастья».
И оратор воздает хвалу Руссо. «Среди тех, кто в то время , о котором я говорю, выделился на поприще литературы и философии, один человек, благодаря своей возвышенной душе, величию своего характера, показал себя достойным быть наставником человеческого рода.Он откровенно нападал на тиранию; он с энтузиазмом говорил о божестве.. Чистота его доктрины, которую он черпал в природе и в глубокой ненависти к пороку, так же как и его непобедимое презрение к интригующим софистам, узурпировавшим имя философов, навлекло на него ненависть и преследование его соперников и лживых друзей.»
Речь 18 флореаля
Впрочем, тот, кто может заменить божество в системе социальной жизни, в моих глазах является чудом гения; читать дальше