После процессия коммуны отправилась к решетке Конвента, где Шометт от их имени заявил, что народ не хочет больше священников, не хочет больше иных богов, кроме тех, которых нам дает природа. Он потребовал, чтобы отныне Нотр-Дам был переименован в храм Разума..
читать дальше21-го брюмера, Конвент получил петицию народных обществ Парижа, которые требовали упразднения жалования священникам. Конвент удостоил эту петицию почетного отзыва, но удовлетворение ее отсрочил.
Дехристианизаторское движение быстро распространилось в Париже. Секции почти все закрыли свои приходские церкви и затем открыли их в качестве храмов Разума.
Конвент, казалось, поощрял дехристианизаторов. Он принимал отрекающихся от духовного звания и антирелигиозные маскарады, в огромном количестве стекавшиеся к его решетке. 30-го брюмера он допустил к своей решетке депутацию от секции Единства, одетую в церковные одеяния, и позволил разыграть перед собой театральную пародию на католическое богослужение. После того, как оратор от депутации поклялся не иметь иного культа, кроме культа Разума, Свободы, Равенства и Республики, народ и члены Конвента воскликнули: «Мы клянемся в этом! Да здравствует Республика!».
3-го фримэра II года Коммуна, по представлению Шометта, постановила, «чтобы все церкви или храмы каких бы то ни было религий и культов, которые только существуют в Париже, было немедленно закрыты» и чтобы всякий, кто потребовал бы их открытия, задерживался, как подозрительный.
«Культ Разума», организованный секциями Парижа, был распространен вскоре по департаментам в частности некоторыми комиссарами Конвента. Повсюду было много в это время закрытых церквей, превращенных затем в храмы Разума.
В общем и целом движение это стремилось противопоставить то, что называлось тогда естественной религией, христианству.. На развалинах христианства революционеры хотели утвердить то, что философы называли естественной религией.
Культ Разума был почти повсюду деистическим (а не материалистическим или атеистическим). В Париже, когда в нем участвовал народ, он носил характер проказливой забавы, маскарада. Провинция восприняла культ Разума всерьез. В провинциальных городах имели место серьезные и искренние попытки упразднить старую религию и утвердить на ее месте рационалистический культ. Богинь разума почти повсюду там изображали не актрисы, а красивые молодые девушки, добродетельные и серьезные, принадлежавшие к буржуазии.
Этот культ Разума был одновременно и культом отечества и мучеников революции. Бюсты философов в храмах были часто заменяемы или дополняемы бюстами Шалье, Ле-Пелетье, Марата, которые олицетворяли не определенное учение, а революционную Францию, которая борется с реакцией. Мало-по-малу начали чтить, главным образом, этих трех мучеников патриотизма.
По Олару. Культ Разума.
После процессия коммуны отправилась к решетке Конвента, где Шометт от их имени заявил, что народ не хочет больше священников, не хочет больше иных богов, кроме тех, которых нам дает природа. Он потребовал, чтобы отныне Нотр-Дам был переименован в храм Разума..
читать дальше
читать дальше