Из доклада Кондорсе об образовании.
Прежде всего мы разделяем образование на 5 ступеней...: первоначальные школы, школы второй ступени, институты, лицеи, Национальное общество наук и искусств...
О начальной школе.
Каждые 400 жителей получают отдельную школу и учителя.
Программу этих школ составляют чтение, письмо, элементы грамматики. правила арифметики, простые методы точного измерения земли и зданий, простейшее описание того, что производит страна, приемы сельского хозяйства и ремесел, история развития первых идей морали... и, наконец, те принципы общественного строя, которые могут быть понятны ребенку.
Для взрослых и даже для детей будут составлены книги, читающиеся без усталости, с интересом, возбуждаемым или полезностью этого чтения, или извлекаемым из него удовольствием... Только страх перед трудностями учения удалял ранее людей от образования.
Не будет забыта гимнастика, но следует заботиться о том, чтобы физические упражнения разрушали действие привычек, вырабатываемых различными отраслями труда
Школы второй ступени предназначены для тех детей. семьи которых могут обойтись без их работы более продолжительное время... и нести для этого даже некоторые расходы.
Каждый округ и каждый город с четырьмя тысячами жителей будет иметь одну школу второй ступени. Обучение будет одинаково во всех школах, но они будут иметь одного, двух, трех учителей, сообразно числу учеников.
Познания в области математики, естественной истории. химии, более широкое изложение принципов морали и обществоведения. элементарные уроки коммерческих наук. составят здесь программу обучения.