И новая глава "Его внешность".
Мы изучали Робеспьера как молодого элегантного поэта, чей портрет Буальи, по-видимому, верно изобразил. В Париже его лицо закрыто непроницаемой гражданской маской; великие катастрофы революции, в которых он сыграл свою роль, кажется, отбросили на него свою тень.Каким его видели современники? Из оставленных нам портретов можно ли составить какое-то определенное представление?Мы думаем, что нет; все, что мы можем получить, - это некоторое приблизительное сходство; что касается истинного портрета, то, похоже, мы должны оставить всякую надежду на его получение. На двух свидетелей, которые согласны между собой, приходится сотня несогласных .Некоторые, как Тибодо, описывают его как человека среднего роста; другие, как Нодье, как маленького. Монжуа говорит, что он был неуклюже сложен ; Суар называет его рост равным 5 футов и 2 или 3 дюймов. Другой утверждает, что он был худощавого телосложения, третий - что его фигура была непропорциональной и некрасивой; четвертый утверждает, что он имел очень прямую осанку.Но что все это значит рядом с портретом Робеспьера, нарисованным анонимным незнакомцем в немецкой брошюре, опубликованной в 1794 году. Для Тибодо, Монжуа и Нодье, если и не был немощен, то все же был слаб или низкоросл; для немца он Геркулес, не меньше. Робеспьеру, - пишет он, - сейчас около сорока лет. Несмотря на то, что он худощав и подтянут, он не кажется хрупким; напротив, чувствуется, что у него мощное телосложение. У него сильные мышцы и не слишком много плоти. Его ноги и руки крепкие и прямые; его рост составляет 6 футов, и он хорошо держится. Несмотря на бдения и душевное беспокойство, он не потерял веса.. Грудь у него широкая, дыхание ровное и сильное; что касается живота, то он не слишком плоский и не слишком выпуклый. По телосложению Робеспьер принадлежит к категории красивых мужчин, и его лицо дополняет его притязания на то, чтобы быть причисленным к ним."