Дискуссии о необходимости предоставления евреям равных прав с французами велись в верхних эшелонах власти страны практически с начала Великой французской революции. В конце 1789 года Максимилиан Робеспьер заявил: «Давайте вернем им [евреям] счастье, нашу страну, проявим добродетель, вернув им достоинство людей и граждан». Однако на принятие решения ушло два года. Выступая в Национальном собрании 28 сентября 1791 года, депутат и член Якобинского клуба Адриен Дюпорт сказал: «Я считаю, что свобода вероисповедания не допускает каких-либо различий в политических правах граждан по причине их веры. Вопрос о политическом существовании [евреев] был отложен. Однако туркам, мусульманам, мужчинам всех сект разрешено пользоваться политическими правами во Франции. Я прошу постановить, что евреи будут пользоваться правами активного гражданства во Франции». Это предложение было принято с громкими аплодисментами.
Таким образом, Франция стала первым европейским государством, предоставившим евреям гражданские права, и в страну хлынул поток евреев‑переселенцев. Именно тогда фраза «счастливый, как еврей во Франции» получила широкое распространение в Европе. Но «еврейское счастье» было недолгим: 17 марта 1808 года Наполеон издал так называемый «позорный указ» о частичном поражении евреев в правах. Режим ограничений сохранялся до конца наполеоновской империи, и лишь Людовик XVIII в 1818 году закончил дело эмансипации, отказавшись от продления действия документа.stmegi.com/posts/67915/schastlivyy-kak-evrey-vo...