О некой мадам де Ламбер. Вот о ней в вики.ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%...
Убежденной последовательницей идей Фенелона стала Анна-Тереза де Ламбер (1638 -1733).. читать дальшеЕе педагогические идеи, изложенные в "Советах матери своей дочери", "Рассуждении о воспитании девицы, "Письмах госпожи де Ламбер к ее сыну о праведной чести и к дочери о добродетелях, приличных женскому полу" и т. д.не были предназначены для печати и стали известны широкой публике благодаря ее друзьям, высоко оценившим их. Мадам де Ламбер разработала программу образования девушки из высшего аристократического общества, в то время как мадам де Ментанон в Сен-Сире принимала девочек-сирот из семей небогатых провинциальных дворян и ее заботой было воспитать в ученице те качества характера и умения, которые позволили бы ей после окончания обучения и замужества вернуться в свою среду и органично в ней существовать, не питая чрезмерных надежд и не имея несоответствующих амбиций. В обществе XXI века амбициозность и стремление выйти за существующие рамки и пределы считаются положительными качествами, способствующими развитию общества. В XVIII веке необходимость преодоления стереотипов, прогрессивность этого процесса находились на стадии осмысления философами. поэтому дамы де Ламбер и де Ментенон готовили своих учениц к жизни в обществе по существующим стандартам. (Тем более, что они жили не в 18-м. а в 17-м веке)Тем не менее, в произведениях мадам де Ламбер даны советы на основании здравого смысла и жизненного опыта, что отсутствовало в отвлеченных трактатах педагогов Средневековья.
Во французской дидактике воспитание и обучение тесно связаны, начиная с "Писем" св. Иеронима. Мадам де Ламбер взвешенно подходит к формированию курса чтения для девушки, с осторожностью относится к произведениям, стимулирующим воображение, из-за их способности "дать ложное направление уму", включая театр, музыку и поэзию, "располагающие к чувственности". Она против обучения латинскому языку, языку церкви и ушедших времен, и "отвлеченным наукам", не имеющим практической пользы и оторванным от отечественной культуры.
Мадам де Ламбер представляет взгляды на женское воспитание и образование противоположные сформулированным и изложенным Мольером в "Школе жен" (1663). Мольером двигали благие намерения представить в смешном виде показную, поверхностную ученость женщин. Мадам де Ламбер обвинила Мольера в том, что он высмеял не порок, а само стремление женщин к познанию, способствуя развитию в них таких качеств как "лень, пустота, пристрастие к игре и удовольствиям". По мнению мадам де Ламбер, мужчины не имеют права запрещать женщинам заниматься литературой и искусствами, и хотя "мужчины насильно подавили в нас наши права, но за женщинами останется навсегда заслуга, что все наилучшие люди прошедшего времени воспитаны ими". По ее мнению, изучение истории древней Греции и Рима в хороших переводах способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма, а отсутствие знаний об истории родной страны непростительно.
Центральное место в воспитании и образовании девушки должно занимать "развитие суждения, устраняющего влияние предрассудков", т.е. формирование умения делать собственные выводы и принимать решения на основе здравого смысла и практической пользы. Особое уважение мадам де Ламбер испытывала к философии, особенно новейшей, в ее работах чувствуется влияние философов Просвещения, их идея разума как движущей силы прогресса, а эпиграфом к ее "Рассуждению о воспитании девицы" о первичности и приоритетности женского воспитания из "Эмиля" Руссо (Объясните мне, как она могла цитировать роман, вышедший через 29 лет после ее смерти?!:crazy. Мари де Севиньи (1626-1696) категорически возражала против занятий философией, видя в ней причину отчужденности между родителями и детьми. Мадам де Ламбер, отдавая дань уважения религии и признавала ее приоритетность в "делах веры", формировании моральных качеств личности, остальные стороны образования девушки считает необходимым основывать на практическом и личном опыте: "подчинять слепо свой ум уму другого было бы равносильно заключению его в слишком тесные пределы".. "Любознательность есть начавшееся познание".
О некой мадам де Ламбер. Вот о ней в вики.ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%...
Убежденной последовательницей идей Фенелона стала Анна-Тереза де Ламбер (1638 -1733).. читать дальше
Убежденной последовательницей идей Фенелона стала Анна-Тереза де Ламбер (1638 -1733).. читать дальше