Первым педагогом , внесшим элементы естественной науки в программу обучения девочек... стал аббат Шарль Кастель де Сен-Пьер (1658- 1743).Традиционно придерживаясь мнения о важности чтения и полагая его средством умственного развития, он считал неразумным для девочек тратить время на изучение латинского языка. Он применяет периодизацию обучения: 9-10 лет - отечественная история в рассказах (объединение уроков чтения и истории, тренировка памяти), начальные знания по географии (от изучения девочками географии также не отказывались Ш. Роллен и др. педагоги), уголовному и гражданскому праву (об этом также говорил аббат Флери); профессиональная ориентация (???) - представление о различных профессиях, что в будущем должно было оказать помощь при общении с мужем, формированию общих интересов. В 15 лет девушке позволяли ознакомиться с прессой, газетами, чему должна предшествовать серьезная подготовка: знакомство со структурой и тенденциями развития современного общества и всемирная история в хронологическом изложении. К этим двум блокам обучения аббат де Сен-Пьер прибавил блок естественных наук: астрономию (понятие о календаре, причине затмений. кометах, чтобы побороть предрассудки и не поддаваться влиянию гадалок и пр. ), зоологию (анатомия животных, системы пищеварения и кровообращения и т. д.), "естественные явления", например дождь, град, снег, гром, сны, что объединяет природоведение и физиологию человека