Из книги "Педагогические идеи ВФР.
О проекте Кондорсе.
Как истинный представитель эпохи Просвещения, Кондорсе, подобно Талейрану и Мирабо, высказывает величайшее уважение к науке и знанию. читать дальшеОбразование, с точки зрения Кондорсе, есть средство "открыть всему человеческому роду способы удовлетворить свои потребности, обеспечить свое благосостояние, познать и использовать свои права, познать и выполнить свои обязанности, дать возможность каждому легко совершенствоваться впоследствии в своей профессии, быть способным к выполнению общественных обязанностей, к которым он имеет право быть призванным, развернуть во всю ширь полученные человеком от природы таланты и таким образом осуществить фактическое равенство среди граждан и сделать реальным политическое равенство, провозглашенное законом. Просвещение - это "неисчерпаемый источник удовлетворения наших потребностей, лекарство в наших болезнях, средство в индивидуальному благу и общему счастью2.
Другая характерная черта педагогической системы Кондорсе - это вера в способность человека к бесконечному совершенству. ... ей проникнут доклад Кондорсе, где он утверждает, что человеку от природы свойственно совершенство, границы которого необъятны и другие его трактаты по вопросам народного образования. Кондорсе полагает, что бесконечное совершенство человечества есть всеобщий закон природы, что золотой век жизни человечества - царство добродетели, к которому направлены все человеческие устремления, где-то впереди и притом в недалеком будущем; каждая социальная реформа, каждое научное открытие приближают нас к этому идеальному будущему. "Я долго думал, - говорит Кондорсе, - что эти взгляды - мечты, могущие осуществится в самом отдаленном будущем, когда меня уже не будет. Но счастливый ход событий внезапно открыл широкие перспективы надеждам человечества, - в одно мгновение мы прошли целое столетие". Безусловно наступит такое счастливое время, когда "все причины, подчиняющие предрассудкам наши страсти и личные интересы, потеряют свое значение, когда просвещение будет равномерно распространено во всей стране во всех классах одного общества, когда все науки и все приложения наук буду освобождены от ига суеверия и яда ложных учений, когда каждый человек в своих собственных знаниях, в своих справедливых суждениях найдет оружие против всех козней шарлатанства".
... Именно просвещение есть средство к индивидуальному благу и счастью человечества и "направить образование так, чтобы совершенство в науках способствовало счастью большинства граждан - вот конечная цель, к которой должны быть направлены усилия общественной власти", и общественная власть "должна рассматривать образование, как долг, возложенный интересами всего общества, интересами всего человечества".
Итак, человечество способно к бесконечному совершенству и в этом неуклонном стремлении и заключается цель человеческой жизни. Поэтому Кондорсе видит цель образования в том, чтобы "культивировать в каждом поколении способности физические, моральные и интеллектуальные и таким образом участвовать в общем и постепенном совершенствовании человеческого рода"
С другой стороны, необходимо воспитать человека, как будущего члена общества, гражданина, - "сделать каждого способным к выполнению общественных обязанностей, к которым он имеет право быть призванным", создать людей, умеющих "хорошо выполнять обязанности, необходимые обществу".
Таким образом ближайшую цель воспитания Кондорсе видит 1) в развитии всех природных, полезных для индивидуального человека и всего общества качеств и 2) в воспитании гражданина; конечная же цель воспитания есть совершенствование всего человечества. Он полагает, что совершенствование индивидуума ведет в конечном счете к совершенствованию рода. При этом воспитание осуществляется на фоне усиленного внимания к индивидууму и его правам. Кондорсе постоянно указывает на то, что необходимо считаться с правами личности на свободу, независимость, образование и т.д.
Всю систему образования Кондорсе делит на пять ступеней: 1) первоначальные школы, 2) школы второй ступени, 3) институты (114 числом), 4) лицеи (9 числом) и 5) национальное общество наук и искусств.
В первоначальных школах преподается все то, без чего человек не может обойтись в жизни, все то, что ему необходимо, какую бы профессию он ни занял впоследствии. В этих школах преподают арифметику, чтение, письмо, грамматику, элементы этики и общественного строя, элементы архитектуры и геометрии, здесь же познакомят учащихся с промышленностью и сельским хозяйством страны. Курс продолжается четыре года.
Далее следуют школы второй ступени. Здесь преподаются математика, химия, естественная история, этика, общественные науки и политическая экономия. Курс - три года.
Третью ступень образования составляют институты. Здесь будет сообщаться профессиональное образование. Отсюда будут выходить техники, агрономы, врачи, учителя школ второй ступени, ветеринары, военные. Курс продолжается пять лет.
Четвертую ступень составляют лицеи, являющиеся учено-учебным заведением. В них получают образование профессора, из них выходят ученые, посвящающие науке всю свою жизнь.
Пятая ступень рассматривает организацию Национального общества наук и искусств, объединяющего всех ученых.
Обучение на всех четырех ступенях должно быть бесплатным. Бесплатность образования ослабит имущественное неравенство и даст новых работников науке из среды того класса, который до сих пор совершенно был лишен благ образования. Наиболее способные учащиеся имеют право претендовать даже на большее. Во все время своего учения они должны получать денежное обеспечение от государства. Обратив на себя внимание своими способностями в первоначальных школах, они, под именем воспитанников отечества, получают денежную помощь от государства и будут в состоянии пройти все ступени образования.
Но и по выходе из школы нельзя допускать граждан забывать полученные знания. Здесь приходит на помощь внешкольное образование. "мы поняли, наконец, - говорит Кондорсе, - что образование не должно оставлять человека в момент окончания школы, что оно должно охватить все возрасты. Нет такого возраста, в котором не было бы полезно и возможно учиться, и это последующее образование особенно необходимо в тех случаях, когда образованию в детском возрасте были поставлены определенные узкие границы. Именно в том одна из главных причин того невежества, в которое теперь погружены беднейшие классы общества, что возможность сохранить первоначальное образование еще более недоставало им, чем возможность его получить.
Мы не хотим, чтобы хоть один человек в государстве мог когда-нибудь сказать: "Закон предоставил мне полное равенство прав, но мне отказано в способах их постигнуть. Я должен зависеть только от закона, но мое невежество делает меня зависимым от всего окружающего. Правда, в детстве мне дали знания, но затем, когда я был принужден работать, чтобы жить, эти первоначальные познания вскоре сгладились , и мне остается лишь горестное сознание моего невежества, и не из-за моего природного нежелания, а вследствие несправедливости общества". "Продолжая воспитание в течение всей жизни мы воспрепятствуем слишком скорому исчезновению из памяти знаний, приобретенных в школе. Мы поддержим полезную активность ума, мы ознакомим народ с новыми законами и методами экономии, знание которых столь важно для него."
Средств внешкольного образования много6 публичные лекции, национальные празднества, издание специальной литературы придут в этом отношении на помощь образованию. "Каждое воскресенье учитель организует публичные собеседования, на которых будут присутствовать граждане всех возрастов; мы убедились, что подобная организация есть действительное средство сообщить молодым людям те необходимые сведения, которые не могли быть включены в программу первоначального образования". "Для взрослых и даже для детей будут составлены книги, читающиеся без усталости, с интересом, возбуждаемым или полезностью или удовольствием чтения. Дайте самым простым людям приятное, легкое и главным образом полезное средство образования и они воспользуются им. Только страх перед трудностями учения удалял ранее людей от образования".
Но и эта широкая программа народного образования не удовлетворяет Кондорсе. Он полагает, что эта программа носит только временный характер, а в будущем, когда "улучшение благосостояния народа, более равномерное распределение благ - естественное следствие справедливых законов, прогресс в методах обучения, уменьшение государственных долгов и чрезвычайных расходов позволит, наконец, посвятить значительнейшую часть государственного бюджета действительно полезным расходам2, будет организована несравненно более широкая система народного образования..
Кондорсе в противоположность Мирабо и Талейрану, является сторонником широкого женского образования. "Ничто так не вредит чистоте семейных нравов, как неравенство. Равенство везде, а в особенности в семье, есть первое условие счастья, мира и добродетели. Каким авторитетом может пользоваться мать в глазах детей, если ее духовная неразвитость обращает ее в постоянный предмет насмешек и презрения? Всякого рода пережитки общественного неравенства не могут исчезнуть из жизни даже при наибольшей свободе, если это неравенство находит свое убежище в сердце и уме женщины".
Кондорсе выступает с требованием образования, одинакового для обоих полов.
Даже более - в одном из трактатов по вопросам образования Кондорсе высказывается за совместное воспитание полов. "Чистота нравов, - говорит он, - не пострадает от общего посещения одних и тех же образовательных учреждений; скорее, наоборот, нравы подвергаются искушению там, где оба пола разделены с детства"... Совместное пребывание в школе научит мужчину и женщину считать друг друга совершенно равными.
Все же Кондорсе не решился ввести требование совместного воспитания в доклад, представленный Законодательному Собранию. "В каждую начальную школу, - говорит он, - будут приниматься дети обоего пола, но как только явится возможность учредить две школы, одна школа будет вверена учительнице и оба пола будут разъединены". И это единственное место в его официальном докладе, где он касается вопроса о женском воспитании.
Вся та образовательная программа, которую предлагает Кондорсе, включает предметы, сообщающие реальное знание, практически необходимое. Он предлагает даже знакомить учащихся с промышленностью и сельским хозяйством уже на первой ступени. При этом он предполагает, что при школах будут организованны естественно-научные кабинеты, библиотеки; школы будут снабжены коллекциями, наглядными пособиями и т. д. Особенно большое значение придает Кондорсе изучению естественных наук и математике. Он полагает, что именно эти науки являются наилучшим средством развития интеллекта...
Кондорсе оценивает значение этих наук также и с точки зрения развивающейся промышленности. 2Многие причины заставили нас отдать преимущество изучению математических и физических наук. \прежде всего для людей, не посвящающих себя длительным размышлениям и не специализирующихся в какой-нибудь отрасли наук, даже самое элементарное изучение этих наук есть наиболее надежное средство развить интеллектуальные способности, научиться правильному мышлению и верному анализу мыслей. Без сомнения, возможно, детально изучая литературу, грамматику, историю, политические науки, философию, также приобрести справедливую и здравую логику и в то же время не знать естественных наук (примеры великих людей уже доказывают это; но элементарное изучение тех же предметов не дает этих преимуществ: они пользуются разумом, но не формируют его. Это происходит оттого, что в естественных науках мысли более просты, более совершенно выражены, более строго очерчены, и слова выражают в них соответствующие идеи более точно". "Эти науки приносят пользу при любой профессии, и легко видеть, что они были бы еще более полезны, если бы они пользовались большим распространением. Следящие за ходом их развития видят приближение эпохи, когда практические приложения их изучения получат такое широкое распространение, на которое нельзя было ранее надеяться, когда прогресс в физических науках произведет счастливую революцию в ремеслах, и самое надежное средство ускорить ее - это распространить эти науки во всех классах общества и облегчить доступ к их изучению".
Большое внимание уделяет Кондорсе сельскому хозяйству. элементы сельского хозяйства излагаются уже в школах первой ступени, публичные лекции посвящаются преимущественно вопросам сельского хозяйства. наиболее важная задача внешкольного образования - "познакомить народ с новыми законами, новыми взглядами в области сельского хозяйства2.
Все преподавание ведется на родном языке; даются только элементарные познания в латыни. "Элементарные познания в латыни достаточны, чтобы читать латинские книги; нет ни одной научной работы по философии и политике, действительно важной, которая не была бы переведена; все истины, содержащиеся в этих книгах, изложены в более разработанном виде и связаны с новыми открытиями в книгах, написанных на новых языках".
Из книги "Педагогические идеи ВФР.
О проекте Кондорсе.
Как истинный представитель эпохи Просвещения, Кондорсе, подобно Талейрану и Мирабо, высказывает величайшее уважение к науке и знанию. читать дальше
О проекте Кондорсе.
Как истинный представитель эпохи Просвещения, Кондорсе, подобно Талейрану и Мирабо, высказывает величайшее уважение к науке и знанию. читать дальше