Конец отрывка о проекте Кондорсе.
Религии в этой образовательной программе, конечно, нет.читать дальше "Конституция, признавая за каждым человеком право выбора религии, распространяя полное равенство между всеми жителями Франции, не позволяет ни в коем случае внести в народное образование такой элемент, который, отстраняя детей одной части граждан, разрушал бы тем самым равенство общественного строя и давал бы отдельным религиям преимущества, противоречащие свободе общественного мнения. Безусловно необходимо отделить от морали принципы каждой отдельной религии и не включать в народное образование преподавание какой бы то ни было религии.
Религия будет проповедоваться в храмах священнослужителями. Лишь в таком случае родители, какова бы ни была их вера, их мнение о справедливости той или иной религии, будут без боязни посылать детей в государственные школы, и общественная власть не будет посягать на права совести под предлогом просвещения и направления.
Но Кондорсе придает большое значение изучению морали. Он полагает, что мораль займет то место важнейшего фактора в деле нравственного воспитания, которое ранее занимала религия. Мораль человека должна быть основана не на религии, а на вечных истинах разума.
Кондорсе придает большое значение физическому воспитанию. "Не будет забыта гимнастика, но надо будет заботиться о том, чтобы гимнастические упражнения развивали одинаково все силы, чтобы физические упражнения разрушали действие привычек, вырабатываемых различными отраслями труда".
В противоположность господствующему мнению, представители которого рассматривали школу, как орудие политической борьбы, Кондорсе желает оградить школу от каких-либо политических влияний. Ни одна общественная власть не должна иметь авторитета или права препятствовать распространению новых истин и обучению теориям, противоположным ее политике или ее интересам". Первое условие всякого образования - преподавать лишь одну истину; учреждения, предназначенные для этой цели общественной властью, должны быть возможно более независимыми от всякого политического давления. Но так как все же эта независимость не может быть абсолютной, то из этого принципа вытекает, что школы можно сделать зависимыми только от собрания народных представителей, потому что это - власть самая неподкупная, наиболее удаленная от частных интересов, наиболее подчиняющаяся влиянию коллективного мнения просвещенных людей и главным образом потому, что она вызывает к жизни все реформы и, конечно, ни в коей мере не является врагом прогресса и просвещения или же оппозицией улучшениям , вносимым этим прогрессом". Поэтому назначение учителей происходит следующим образом: профессоров лицеев избирает соответствующее отделение Национального общества наук и искусств, профессоров институтов избирают профессора лицеев. Список кандидатов в преподаватели школ первой и второй ступени составляют профессора институтов. а право выбора принадлежит в отношении школ второй ступени муниципалитету. в отношении же школ первой ступени - родителям.
Конец отрывка о проекте Кондорсе.
Религии в этой образовательной программе, конечно, нет.читать дальше
Религии в этой образовательной программе, конечно, нет.читать дальше