Вольтер и вера в загробное воздаяние.
В статье "Бог" Философского словаря Вольтер говорит, обращаясь к атеистам:
"Вы сами признаете, что вера в бога иногда удерживает людей от преступления: этого с меня достаточно. Пусть эта вера удержала на краю пропасти хоть десять убийц, десять клеветников. пусть она предотвратила только десяток несправедливых приговоров, - и я считаю, что она должна стать достоянием всего человечества.
И далее, в той же статье Вольтер восклицает: "К чему сводится наш спор? Дело в том, чтобы утешить страждущее человечество. Кто же дает ему это утешение, вы или я?".
Вольтер сразу ставит вопрос на практическую почву. Что выгоднее для человечества - вера или безбожие? Самый важный для него критерий - общественная полезность. Мораль, т. е., нормы поведения человека, для него важнее метафизики. Вера в карающего награждающего бога социально полезна - следовательно ее должно укреплять и поддерживать
"Я хочу. - говорит А. в очерке Вольтера "А. В. С.", чтобы мой поставщик, мой портной, моя жена верили в бога; я думаю, что тогда
меня реже будут обворовывать и наставлять мне рога2.
В статье "Ад" Философского словаря министр, уволивший священника за то, что тот отрицал вечные муки, делает ему признание: "Друг мой, я не больше вашего верю в муки ада. Но знайте. что в них должна верить ваша служанка, ваш портной, ваш поставщик.
"Во второй главе очерка "Бог и люди" он пишет о происхождении идеи вознаграждающего и карающего бога: "Нации, которые называются цивилизованными потому, что они страдают и ненавидят в городах, а не в пещерах или в открытом поле. не нашли лучшего противоядия против снедающей их отравы, как идея награждающего и карающего бога. Сколько ни издавало правительство законов против воровства, его членов обкрадывали в их собственных домах. Можно ли было придумать лучшую узду против алчности и тайных происков, чем идею вечного повелителя, который видит самые затаенные наши помыслы.