Высказывания депутатов во время голосования за или против казни короля.
Сен-Жюст предельно краток. "В виду того, что Людовик XVI был врагом народа, его свободы и счастья, я подаю голос за смертную казнь.
Космополит Клоотц : "Людовик виновен в оскорблении человечества. Какого наказания он заслуживает за свои преступления? От имени человеческого рода, я отвечаю - смертной казни".
Малоприятная личность Филипп Эгалите: "Всецело преданный своему долгу, убежденный в том, что всякий, кто посягал или посягнет впоследствии на самодержавие народа, заслуживает смерти, я высказываюсь за смертную казнь". Эти слова вызвали в собрании глухой ропот.
Дантон не удержался от иронии в адрес жирондистов. "Я не принадлежу к числу тех государственных людей, которые не понимают, что с тиранами не вступают в сделку, что королей надо поражать только в голову, не понимают, что европейских деспотов можно покорить только силой оружия. Я высказываюсь за смерть тирана".
Жирондист Иснар:" Я уже объявил на этой трибуне в Законодательном Собрании, что если бы в моих руках были громы и молнии, я поразил бы ими всякого, кто дерзнет присягнуть на самодержавие народа! Верный своим принципам, я подаю голос за казнь.
Бриссо, вотируя за смертную казнь с отсрочкой до утверждения народом конституции, раскрывал смысл этой меры следующими словами: "Эта отсрочка ставит ваш приговор под охрану нации, она придает ему оттенок бескорыстия и великодушия, который желательно ему сообщить; наконец, она приобщает к вашему приговору всю нацию.