Продолжаем цитировать статью Державина о Вольтере и Руссо.
В 1757-758 гг. разразилась полемика вокруг статьи ДАламбера о Женеве. " Письмо о театральных представлениях" Руссо Вольтер оценил резко отрицательно, сопоставив его с фанатической проповедью церковников против театра и впервые назвал Руссо сумасшедшим в письме ДАламберу 4 мая 1759 года.читать дальше В июне 1760г. Руссо. раздраженный дошедшими до него отзывами Вольтера, написал ему проклинающее послание: "Я не люблю вас, сударь. вы причинили мне. вашему ученику и вашему энтузиасту. самые чувствительные несчастья. Вы погубили Женеву в благодарность за убежище; вы сделали меня чужим для моих сограждан в отплату за те восторги, которые я расточал среди них по вашему адресу. Вы - виновник того, что я не могу жить у себя на родине, это вы заставите меня умереть в чужих краях, лишенным всех предсмертных утешений и выброшенным на свалку, в то время как все почести, которых может достичь человек. будут оказаны вам в моей стране. Я ненавижу вас, наконец, за то., что вы этого хотели...Из всех чувств, которыми сердце мое было наполнено по отношению к вам, осталось только восхищение, в котором нельзя отказать вашему прекрасному таланту, и любовь к вашим произведениям. Не моя вина. если я не могу чтить в вас ничего, кроме ваших дарований". Письмо это изобличает ту аффектацию мысли, которая была свойственна Руссо и не раз служила истоком многих недоразумений... Вольтер мог оставить его без внимания, но он его не оставил. Именно с этого момента началось то неумолимое со стороны Вольтера преследование Руссо, на которое автор "Новой Элоизы" реагировал болезненно-нервным, граничащим с истерией способом. На стороне Вольтера было хладнокровие уверенности... Против Руссо действовала смятенность его чувств, повышенная нервозность и мания преследования. В начале 1761 года Вольте прочел "Новую Элоизу". А роман Жан-Жака! -восклицал он. -На мой взгляд это роман глупый, мещанский, бесстыжий и скучный". В 1770 г. Вольтер писал : "Его Элоиза показалась мне написанной наполовину в непотребном месте наполовину в доме сумасшедших. Одна из гнусностей нашего века заключается в том, что это ужасное произведение некоторое время имело успех" (сильно..). . Воспользовавшись именем маркиза Ксименеса, Вольтер выпустил в свет "Четыре письма" о "Новой Элоизе", в которых подверг резкой критике роман Руссо, как произведение аморальное ( и это автор "Орлеанской девственницы. ага.) и антихудожественное. В письмах этого же времени он отзывался о Руссо самым презрительным и раздраженным образом. 2Странный безумец... ублюдок Диогена", "самый презренный дурак, которого я когда-либо видал" и т. д. были обычными определениями Руссо в переписке Вольтера с друзьями. В июне 1762 г. парижский парламент осудил на сожжение "Общественный договор" и "Эмиля". Руссо бежал в Швейцарию. 19 июня Малый совет Женевы постановил, в свою очередь, сжечь эти книги и арестовать их автора. Руссо скрылся в Ивердоне, но через месяц был изгнан оттуда бернскими властями. Тогда он нашел себе убежище в Нефшателе. Виновником своих бедствий Руссо счел Вольтера (всемогущий Вольтер - мысль, которую можно объяснить только болезненной подозрительностью и .. состоянием мрачного отчаяния... Вольтер был поражен этим обвинением и решительно протестовал против него в своих письмах."Как можно было вообразить, что я преследователь Руссо! Вот дикая и нелепая мысль.... Неужели можно думать, что я пользуюсь особым доверием женевских пасторов? Уверяю вас, что женевские попы с удовольствием обрушили б на меня ту кару, которой они подвергли Руссо, если бы они могли это сделать".
Продолжаем цитировать статью Державина о Вольтере и Руссо.
В 1757-758 гг. разразилась полемика вокруг статьи ДАламбера о Женеве. " Письмо о театральных представлениях" Руссо Вольтер оценил резко отрицательно, сопоставив его с фанатической проповедью церковников против театра и впервые назвал Руссо сумасшедшим в письме ДАламберу 4 мая 1759 года.читать дальше
В 1757-758 гг. разразилась полемика вокруг статьи ДАламбера о Женеве. " Письмо о театральных представлениях" Руссо Вольтер оценил резко отрицательно, сопоставив его с фанатической проповедью церковников против театра и впервые назвал Руссо сумасшедшим в письме ДАламберу 4 мая 1759 года.читать дальше