И окончание статьи Державина о ссоре Вольтера с Дидро.
"Весьма прискорбно для философии. -замечал Вольтер ДАламберу, - что Жан-Жак безумец, но еще печальнее то, что он нечестный человек... Он играет роль доносчика и клеветника". "Подло быть доносчиком, отвратительно предавать своего собрата". "Руссо - собака, кусающая тех, кто предлагал ему хлеб". С тех пор Руссо уже нет пощады. "Он совершенно безумен", "философ шарлатан", "поразительный глупец", "существо, вылепленное из грязи и желчи". Преследование Руссо становится одним из наиболее упорных занятий Вольтера. Он не только осыпает его бранью в своих письмах, но и делает его героем сатирической поэмы "Гражданская война в Женеве". ОН чернит его в глазах английского философа Юма, у которого возник неприятный инцидент с Руссо во время пребывания того в Англии. Однако и Руссо не остается в долгу. Последний и самый обидный акт его мщения состоял в том, что на объявленную в 1770 г. почитателями Вольтера подписку на сооружение ему прижизненного памятника, он откликнулся присылкой на имя Д'Аламбера двух луидоров, присоединив к ним записку: "Я заплатил слишком дорого за право быть допущенным к этой чести". Вольтеру пришлось проглотить эту действительно позлащенную пилюлю. С тех пор он почти не возвращался к Руссо и к суждениям о нем.
Попытка свести ссору философов к столкновению их характеров явно недостаточны. Однако и ограничивать понимание ее только как столкновения между представителем аристократической верхушки буржуазии и идеолога мелкобуржуазных, наиболее революционных слоев третьего сословия было бы неправильно и элементарно. Вольтер не мог без отвращения читать такие строки в "рассуждении о неравенстве": "Состояние размышления -это противоестественное состояние. и человек. который размышляет - это развращенное животное... (и я вполне понимаю Вольтера ... Глупость не такое великое несчастье". Эти и тому подобные места на полях присланного ему экземпляра он отмечал приписками: "вот достаточно дурная метафизика", "галиматья", "жалкое рассуждение", "вот странная мысль!", "нелепо". Подобными же пометками испещрен находящийся в библиотеке Вольтера экземпляр "Эмиля". Анализ этих заметок... приводит к выводу, что Вольтер, в основном и весьма решительно, не принимал в руссоизме отрицания разума, проповеди возврата к "естественному состоянию", критики цивилизации и утверждения идеалистического оптимизма. Не принимал он также в философских построениях Руссо элементов чувствительно-религиозной экзальтации, как не принимал в его воззрениях идеализации патриархального уклада, ограниченного узкими горизонтами швейцарского кантона, мелкособственнического и ремесленного социального быта. Вместе с тем Вольтер с большой осторожностью и подозрением относился к наличию в русистской мысли элементов плебейско-демократического мировоззрения. (А вот тут я напротив на стороне Руссо ).Читая "Рассуждение о неравенстве" он не удержался и написал на полях: "Вот философия оборванца, который желал бы, чтобы богатые были ограблены бедными!" ( о, ужас!), тем самым проводя резкую разграничительную черту между вольтерьянством и руссоизмом в их социальных устремлениях. "Вольтер и Руссо - почти современники, а какое расстояние делит их, - писал Герцен.- Вольтер еще борется с невежеством за цивилизацию - Руссо клеймит уже позором эту искусственную цивилизацию, Вольтер - дворянин старого века, отворяющий двери из раздушенной залы рококо в новый век; он в галунах, он придворный; он раз был на большом выходе и, когда Людовик XV проходил, церемониймейстер назвал по имени Франсуа-Мари-Аруэта; по другую сторону двери стоит плебей Руссо и в нем ничего уже нет du bon vieux temps. Едкие шутки Вольтера напоминают герцога Сен-Симон и герцога Ришелье; остроумие Руссо ничего не напоминает, а предсказывает остроты Комитета общественного благосостояния". Не чувствовал ли Вольтер в взволнованной. сбивчивой, противоречивой, но одушевленной пафосом отрицания "царства разума" проповеди Руссо. смутных и страшных предвестий грядущих катастроф.? "Великие таланты, - писал Вольтер кн. Голицыну, - редки, но знание и разум общераспространенны. Я с удовольствием наблюдаю, как в Европе образуется огромная республика образованных умов. Свет возгорается со всех сторон... Примерно за 1 последних лет в умах произошла революция, которая составит великую эпоху. Крики педантов предвещают это великое изменение, как карканье ворон предвещает хорошую погоду". Несколько ранее он писал Д' Аламберу: "Мир яростно освобождается от глупости. Великая революция в умах заявляет о себе повсеместно". Руссо представлялся Вольтеру врагом этого разума - одновременно зовущий назад, к идеализированному царству "естественного состояния" и предвещающий движение вперед, по путям. неведомым "образованным умам".