Продолжение письма Елизаветы Ивановны Павлу.
читать дальшеЯ нахожу великолепной идею Мильтона по этому поводу. Он говорит, что Сатана, добившись сокращения человека, возвращается в свое адское царство, собирает подданных, рассказывает им о своем триумфе и когда замолкает, чтобы собрать рукоплескания, которых ждет от подданных, он слышит лишь страшный свист: все мятежные ангелы обнаруживают, что превратились в змей, а сам он в дракона, возаышающего еще свою гордую голову превыше прочих; все извиваясь кольцами, ползуо в грязь. Но вдруг посреди них воздвигается лес деревьев, подобных тому, что облегчило Сатане исполнение ео ужасных планов. Все бросаются невольно на ветви этих деревьев, срывая с них сияющие плоды, жадно вонзают в нихьострые зубы и вместо сладкого сока находят лишь ядовитую пыль, возбуждающую жестокую жажду и увлекающую их помимо воли каь еще и еще эти плоды, от которых из рты и все тело покрываются заразными и болезненными язвами. Это превосходная идея. Впрочем, я не люблю никакие из сочинений, где заставляют говорить и действовать божеств, ибо нахожу там две большие несообразности: та, что главных персонажей постоянно ставят ниже их сущности( которой мы не можем постигнуть), заставляя их говорить и действовать согласно нашей природе и нашему языку, которые не могут быть им свойственны; и та, что хотят обьяснить то, чего мы не можем и не должны понимать. Вера, Любовь и Доверие, или Надежда, которая здесь то же самое, вот мой символ веры, вот религиозный кодекс, следующим которому я хотела бы вас видеть по заветам нашего божественного учителя для вашего покоя и счастья в этом мире и к вашему вечному блаженству в ином, уверенность в котором мой Спаситель купил для меня ценой своей крови.
Но посмотрите, добрый друг, как я растянула эту тему, тогда как думала сначала обойтись несколькими фразами. Было бы досадно, если я вам прискучила, и я была бы довольна, если смогла ответить на некоторые сомнения или заменить их религиозным чувством.
Я получила к своему празднику множество писем и мне нужно написать 15 ответов! Среди прочих Валентину., которому благодаря Богу лучше и его брату Воло; я была весьма чувствительна к вниманию Леонтьевых, заставивших детей написать мне. Пашет Яхонтова прислала мне прелестный воротник для блузки с вышивкой своей работы. Амели послала мне чепец собственного фасона, которого я еще не получила, и сообщает, что еще один хочет для меня вышить. Борис пишет, что его невеста хотела написать мне и прислать ему письмо, но что он его не получил и не понимает почему. Его свадьба назначена на этот месяц - он еще не знал дня и говорит, что его Софья хотела бы приехать немедленно после свадьбы в Васильево просить нашего благословения. Я буду рада их видеть, но надеялась, что мы все соберёмся к новому году. Псковичи пишут нам, что гувернантка детей генерал а Набокова частным образом знала Софью Трубецкую и говорит о ней тысячу и тысячу
хорошего. Она, - говорят они, - среднего роста, хорошо развита и очень элегантна; у нее темно- русые волосы, хороший цвет лица. Нос маленький и вздернутый, выражение лица очаровательно, манеры полны грации, и вообще в целом эта маленькая особа как нельзя более хороша, и как уверяют, щебет соответствует оперению , и весь свет поет хвалы ее сердцу, уму и характеру. Можно только радоваться за Бориса, который несомненно более счастлив, чем благоразумен. Софья шлет вам миллион приветов, дражайший Павел, а я вас обнимаю и люблю, как всегда, то есть в высшей степени.
Приписка Ивана Борисовича.
Мне много нужно писать с этой почтой, мой дорогой друг, что мешает мне побеседовать с вами так, как бы желал, ибо я всякий раз делаю это в превеликим удовольствием. Ваша превосходная матушка подробно ответила на ваше последнее письмо от 6-го числа прошедшего месяца с подробностями и так, что мне это доставило большое удовольствие. Я совершенно одного с ней мнения во всем, что она говорит, и не чувствую себя способным выразить свои мысли с ее элегантностью и краткостью. Я совершенно согласен с ней во всем, что она говорит вам, и пребываю, милостью Всевышнего, проникнутый истинами, которые она излагает с такой справедливостью и точностью. С вашим сердцем, превосходным и добрым, вы не будете совершенно счастливы и довольны, пока Провидение не даст вам блаженства быть столь же уверенных в этих истинах и в них искать своего счастья. Последнее сочинение Дрезеке объяснит вам эти вещи. Дай-то Бог!!! Будьте счастливы и довольны, мой дорогой сын, и приезжайте обнять нас как только сможете. Весь ваш сердцем и душой. П