Из книги К. Гельвеций и его влияние в России.
Но не только разочарованные эгоисты в роде Онегина могли проникнуться идеями Гельвеция, а также и люди, верующие в прогресс человечества и видящие в разумном политическом устройстве государства главное условие всякого прогресса; поэтому естественно предположить, что декабристы должны были внимательно изучать идеи Гельвеция. Так оно и было в действительности; доказательство этого мы заимствует из книги В. И. Семевского "Политические и общественные идеи декабристов". Наибольшее влияние, говорит этот автор, на декабристов имели древние авторы; из писателей XVIII в. сыграли значительную роль в развитии общественных и религиозных идей многих членов тайного общества Беккария, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и Райналь.
Барон Вл. Штейнгель в своём показании говорит: "Теперь трудно упомнить все то, что читал, и какое сочинение наиболее способствовало развитию либеральных понятий; довольно сказать, что 27 лет я упражнялся и упражняюсь в беспрестанном чтении. Я читал Княжнина Вадима, даже печатный экземпляр Радищева" Поездка в Москву ", сочинения Фонвизина, Вольтера, Гельвеция".
В библиотеке кн. Ф. П. Шаховского имелись и сочинения Гельвеция. Пестель, очень образованный и начитанный, советовал читать Беккария, Филанджиери, Макиавелли, Вольтера, Гельвеция, Сэя, Адама Смита и другие труды по политике и юриспруденции. так как без этих сведений нельзя быть полезным ни себе, ни обществу, ни отечеству". В записной книжке Пестеля... встречаются выписки из Гельвеция, Гольбаха, Руссо, Кондильяка и др. В бумагах члена южного общества Крюкова сохранился список 58 названий книг, которыми в 1825 году пользовались члены общества; в числе книг, указываемых списком значатся и сочинения Гельвеция. Николай Бобрищев-Пушкин в своем показании указывал на большое распространение в обществе сочинений Гельвеция, Даламбера, Вольтера, Гольбаха. Основатель общества Соединенных славян подпоручик Борисов 2й говорит, что первыми свободными идеями обязан был занятиям классическим миром. Затем , находясь со своей работой в имении богатого польского помещика у которогоо была хорошая библиотека, Борисов почел сочинения Вольтера, Гельвеция, Гольбаха и других и проникся религиозным свободомыслием.