Из книги Дидро и Екатерина. (И я обнаружила, что в ней не хватает дюжины страниц. Какому усердному читателю они могли понадобиться?!)
Воспитание при помощи театра
Екатерина внесла между прочим в программы учрежденных еб учебных заведений разыгрывание лучших классических пьес. За недостатком пьес национальных, она обратилась к французскому репертуару и, главным образом, к пьесам Вольтера. Zaire и l'Enfant prodigue были разыграны воспитанницами Смольного монастыря в 1772 году и Екатерина давала Фернейскому отшельнику подробный отчёт об этих спектаклях. Но она при этом жаловалась, что "во французских пьесах слишком много говорится о любви" и просила совета, как с этим быть. Вольтер тотчас же предложил выкинуть по нескольку стихов из Мизантропа и Скупого, а кроме того прислал экземпляр своей трагедии Lois de Minos"с вклеенными среди текста белыми листами, на которых он сделал соответствующие изменения, для того, чтобы пощадить стыдливость воспитанниц Смольного монастыря. Такое усердие, подогреваемое похвалами императрицы, скоро, однако ж остыло, таки как "Северная Семирамида", оскорбленная более чем смелыми шутками старого сатира ( по поводу бороды актрисы, игравшей роль Мардохея в Эсфири), притворившегося педагогом, перестала слушать его советы.
Место Вольтера, как советника по педагогическим вопросам, вполне естественно, занял Дидро.