Продолжение речи Барера.
Часть третья.
Апелляция народу.
Взгляд, который так красноречиво развивал Верно, имеет естественное преимущество над противоположным взглядом и это преимущество коренится в душе наших слушателей. В пользу мнения Верньо говорит все, что есть благородного и привлекательного в человеческом сердце: великодушие, милосердие - этот прекраснейший атрибут высшей власти - и уважение к народному суверенитету. За Верньо говорит все, что нам влечет и трогает. Я же могу привести в свою защиту лишь строгие и непреклонные законы. На мою долю выпала республиканская суровость, строгость принципов, верность мандату и ужасная необходимость уничтожить Тирана, чтобы отнять всякую надежду у тирании.
Народ самодержавен, народ есть источник всякой законной власти - вот политический догмат наций.
читать дальше В Афинах и Риме народ непосредственно пользовался своими правами. Но самодеянно проявляя свою власть, он более походил на мятежное скопище, чем на собрание державных властителей; в этом- то и состоял политический недуг, гнездившийся в недрах наций и приведший их к гибели. Представительная система просветила и обуздала это шумное самодержавие. Отсюда ведет начало принцип истинной демократии: сфера непосредственной деятельности державной нации ограничивается тем, что она в состоянии выполнить сама; все же остальное она совершает через посредство своих уполномоченных или представителей. Французская нация, рассеянная на огромной территории, не могла сама решить судьбу короля, разбирать вопрос о его неприкосновенности, расследовать заговоры, собирать доказательства, следить за соблюдением судебных формальностей, обсуждать политические интересы. Она созвала, по собственному почину, своих представителей и придала этому событию грандиозный и торжественный характер учреждением Национального Конвента в самом разгаре революции - среди грохота неприятельских пушек, перед тюрьмою Тирана.
Передать народу решение известного процесса, это значит нарушить принципы представительного правления и отдать на усмотрение самодержца то, что он поручил исполнить вам. Насколько основательно это возражение, вытекающее из сущности Национальных Конвертов, видно уже из того, что мотивировка предложения об апелляции к народу постепенно изменялась. Так, Салль ждет от народа определения меры наказания; Бюзо требует ратификации вашего приговора народом, видя в ней неотъемлемое право нации; Верньо смотрит на обращение к народу, как на нашу обязанность; Бриссо указывает, что это обращение вовсе не является ни правом, ни обязанностью, а лишь данью уважения народному суверенитету, которая будет угодна народу; наконец Жансоннж находит, что контроль народа над всеми действиями его представителей есть один из существенных элементов республиканской конституции, который вскоре будет санкционирован законом. Различия в аргументации защитников одного и того же предложения, очевидно, доказывают , что при существовании конституционного корпуса, облегчённого неограниченными полномочиями, апелляция к народу отнюдь не является необходимостью, вытекающей из строгих принципов и неоспоримых прав.