Речь государственного обвинителя на основании которой вынесен приговор парламента от 18- го августа 1770 года, примуждающий к сожжению следующие книги и брошюры: 1). Священная зараза, или естественная история суеверия; 2). Бог и люди; 3). О чудесах Иисуса Христа; 4). Критическое исследование главных религий; 5). Беспристрастное исследование главных религий; 6). Разоблачение христианства или исследование принципов и выводов христианской религии; 7). Система природы или законы мира физического и мира морального.
Обвинительный акт опубликован по приказу короля
Господа!
Доколе будут злоупотреблять нашим терпением! - вскричал некогда римский оратор, в ту эпоху, когда республике угрожаламю клика заговорщиков, насчитывавшая в своих рядах виднейших граждан, на ряду с презренной чернью.
Не должны ли мы обратиться с теми же словами к современным писателям, при виде того наступательного союза, который заключили почти все наши литераторы против религии и правительства? Ибо это ни для кого не тайна: преступная лига сама выдала свои намерения. Она ставит себе целью разрушить гармонию между различными сословиями государства, в основе которой всегда лежала тёмная связь между церковью и политическим строем
читать дальшеДа, господа. С тех пор, как искоренены ереси, не раз нарушавшие мир Европы, выступило из мрака новое учение, еще более опасное по своим последствиям, чем все преждние заблуждения. Среди нас возникла дерзновенная и нечестивая секта. Она украсила своё лжеучение именем философии. Прикрываясь этой пышной вывеской она возомнила себя кладезем мудрости. Ее члены объявили себя просветителями рода человеческого. Свобода мышления - вот их боевой клич, которым они оглашают весь земной шар. Одной рукой они пытаются поколебать трон, другой - разрушить алтарь. Они стремятся уничтожить веру и изменить общественное мнение о религиозных и гражданских учреждениях - и вполне достигают своих целей. Их учение распространяется, число из сторонников растёт. Монархии колеблются на своих вековых устоях; и нации, утратившие свои прежние принципы, сами изумляются происшедшей в них перемене.
Самые сокрушительные свои удары эти новаторы направляют против религии. Они хотят вырвать с корнем веру, развратить невинность и заглушить в душе всякую тень добродетели.
Во главе этих разрушителей веры стали люди, имевшие все данные, чтобы просветить своих современников.
Они подняли знамя восстания, вообразив себе, что этим духом независимости увеличат свою славу. К ним присоединились группы второстепенных писак, лишённых всякого таланта и получивших известность лишь благодаря разнузданности своих взглядов.
В их произведениях отрицание веры порою является главным содержанием, порою примешивается к проповеди чувственных наслаждений, чтобы тем легче проникнуть в умы молодежи.
Они умеют привлечь на свою сторону чистые сердца, честные души, хитросплетеннвыми доводами, якобы продиктованные самыми благими намерениями. И эти опасные взгляды тем более действуют на прямодушного читател, что они проповедываются под флагом любви к человечеству.
Продолжение следует