Продолжение Дидро. О школах общественных.
О приходящих.
Это будут дети родителей настолько достаточных, чтобы содержать своих детей, кормить , одевать и платить за них в школу. Я бы дозволил этим детям носить мундир школы. Учителя каждый день их перекликали бы. Без этого вышло бы то, что у нас называется кустарная школа. Законно засвидетельствованная болезнь одна только должна служить извинением неявки. Тот, кто не может приучиться к правильному посещению школы, очевидно, попал не на свое место и его следует как можно скорее удалить.
Я не думаю, чтобы учение могло продолжаться без перерывов; и учителям и ученикам требуется отдых. Я прерывал бы занятия или раз в неделю или на полтора месяца в год, в самое трудное для занятий время.
читать дальшеВ подробности об устройстве здания школы я не вхожу. Надо чтобы там можно было заниматься во всякое время года; когда жарко - побольше воздуха, когда холодно - побольше тепла. Кажется, я могу не говорить об этом. Круглые помещения я предпочел бы квадратным - ученики лучше слышу, а учитель лучше их видит.
Но главное- постоянный надзор в тех местах, в которые удаляются за нуждой, потому что именно там они развращаются
Неявка в класс, по простому уведомлению родителей не допускается. Государство ли должно платить учителям или сами ученики? Этот вопрос был предметом больших споров во Франции, что даровое учение, уничтожая соревнование учителей, погубило школы.
Молодые люди, посылаемые вашим величеством в Лейден или Лейпциг скоро сделуются рассадником учителей, но нужно, чтобы они все без исключения находились под постоянным надзором особого директора, имеющего право принимать их и удалять. Этот директор, следовательно, должен быть человеком почтенного возраста, выдающимся по уму и образованию.
Учителя могут быть холостые и женатые, хотя замечено, что женатые и имеющие детей мягче обращаются с учениками. Они могут жить в школах или вне ее, но жены их не должны переступать порога школы, также как и дети, если они не принадлежат к числу учеников.
Образование во Франции, сведенное к изучению языков было до сих пор монастырским. Точно будто все наши дети, собранные в колледжах, предназначались к чиновничеству и священничестак. Нас семь лет учили языку, которого мы все-таки не выучивали. Со времен Карла Великого, когда латинский язык употреблялся во всех школах и был необходим, дело стояло в одном и том же положении почти до настоящего царствования.
Дурных воспитателей удалили чуть не вчера. Я думал, что мы стоим на пороге восстановления хорошей школы, но ошибся - дурных воспитателей заменили еще худшими. Теперешние менее образованы и менее нравственный. Это все наделали выгнанные чиновники, которые всюду вмешивались и все портили. Я не думаю, чтобы в общественные школы можно было ввести все то, что преподается в ваших двух учреждениях. Это значило бы слишком размножить учителей и уроки. Я полагаю, что курс этих школ следует ограничить чисто научным и нравственным обучением.
Ни гимнастики, ни музыки, ни танцев, ни сценического искусства - комедий и тоагедиц-в общественных школах преподавать не следует. Пусть те из пенсионеров, которые захотят обучаться танцам, пению, фехтованию, попаданию и прочим, приглашают на свой счёт учителей и занимаются в свободное от школьных занятий время.
У иезуитов, имевших в виду одно только тщеславие и всем ему жертвовавших, танцы, пение и сценическое искусство процветали до последнего времени. Не было школ более плохих, не было учеников более невежественных, чем ученики иезуитов.
Во всех других колледжах спектакли заменены публичными упражнениями в науках, что конечно гораздо лучше.
Увидали наконец, что театральная декламация не пригодна для обыкновенного разговора,- что театральные жесты и позы неупотребительны в общежитии; что игра на сцене, будучи развлечением, развивается иногда в непобедимую страсть, мешает всем другим занятиям и заставляет терять три- четыре месяца драгоценного времени. Между тем еще в школьных пьесах старательно избегалось всякое упоминание о любви. Цезарь Вольтера был написан для одного из наших колледжей.
Таким образом, вместо спектаклей в школах стали производить чистые публичные репетиции. Содержание этих репетиций излагается в печатных программах, раздаваемых каждым учеником своим родителям, их друзьям и знакомым. За три , за четыре дня уже всем известно о чем и какого ученика можно спрп. Вопросы может задавать всякий из присутствующих. Можно заставить переводить с латинского на французский и с французского на латинский. Так делается у нас. Ваши репетиции могут быть производимый по другим программам, пожалуй, гораздо более интересным и разнообразным, так что вы заставите покраснеть мою страну, да и поучите ее кстати, показав свои программы.
Для учеников и для учителей необходимо однако же, чтобы время этих рпитиций было точно обозначено. Учителей будут судить по ученикам, и нужно, чтобы первые подготовили последних к публичному годовому экзамену, для того, чтобы пристыдить невежд так же как и небрежных учителей. Участвовать в нем должны все ученики, а не одни только избранные. Вот таким образом и можно развить соревнование как в учителях, так и в учениках.
Думают, что в общественных школах соревнование существует. : его там нет. Нет его между учителями, которыхпублика никогда не видит и которые не заботятся о том, чтобы ученики выносили что-либо с их уроков; нет его и между учениками, которых никому не показывают. Два или три первых ученика обескураживают весь класс и осуждают его на лень и невежество.
Чтобы устранить этот недостаток, нужны публичные репетиции целым классом. Нужно, кроме того, стараться поскорее переводить лучших учеников в высший класс несмотря на возраст. Одних успехов до этого достаточно.
Ваше величество желаете, чтобы воспитание в ваших общественных школах было гражданским, то есть приспособленным к общему благу и пригодным в известной степени, для всех сословий и индивидуальностей. Вы желаете, чтобы человек, прошедший весь курс школы, считался повсюду образованным и благовоспитанным.
Для этого, мне кажется, надо различать в воспитании три степени.
Первая, через которую могли бы пройти все ученики, даже самые неспособные.
Вторая, пройдя которую, мальчик мог бы считаться получившим прекрасное общее образование и такие элементарные знания, которые пригодятся ему во всяком положении.
Третья, которая приведет желающего к учености.
Может быть, следовало бы, чтоб каждый мальчик проходил все эти три ступени.
.
Продолжение Дидро. О школах общественных.
О приходящих.
Это будут дети родителей настолько достаточных, чтобы содержать своих детей, кормить , одевать и платить за них в школу. Я бы дозволил этим детям носить мундир школы. Учителя каждый день их перекликали бы. Без этого вышло бы то, что у нас называется кустарная школа. Законно засвидетельствованная болезнь одна только должна служить извинением неявки. Тот, кто не может приучиться к правильному посещению школы, очевидно, попал не на свое место и его следует как можно скорее удалить.
Я не думаю, чтобы учение могло продолжаться без перерывов; и учителям и ученикам требуется отдых. Я прерывал бы занятия или раз в неделю или на полтора месяца в год, в самое трудное для занятий время.
читать дальше
О приходящих.
Это будут дети родителей настолько достаточных, чтобы содержать своих детей, кормить , одевать и платить за них в школу. Я бы дозволил этим детям носить мундир школы. Учителя каждый день их перекликали бы. Без этого вышло бы то, что у нас называется кустарная школа. Законно засвидетельствованная болезнь одна только должна служить извинением неявки. Тот, кто не может приучиться к правильному посещению школы, очевидно, попал не на свое место и его следует как можно скорее удалить.
Я не думаю, чтобы учение могло продолжаться без перерывов; и учителям и ученикам требуется отдых. Я прерывал бы занятия или раз в неделю или на полтора месяца в год, в самое трудное для занятий время.
читать дальше