И опять же Кондорсе. Не волнуйтесь, с завтрашнего дня я сделаю передышку.
В 1781 году Кондорсе публикует еще одну защитительную речь, более исторического и юридического толка, на этом этот раз в защиту протестантов. Он берет на себя роль их адвоката. Трагическая участь гугенотов, которых отмена Нантского эдикта, усугубленная принятая в мае 1724 года. Декларацией, лишает прав гражданского состояния и фактически изолирует от осиальнойичасти нации, уже давно возмущает либеральные умы. Единственное, что удается Мальзерьк, пока тот возглавлял при дворе духовное ведомство, - это воспротивиться гонениям на них со строны католической церкви! Однако начиная с 1775 года он уделяет все больше и больше внимания их истории и положению в стране. Участь их не дает покоя Мальзербу, и он, конечно же, не упускает возможности привлечь к этому своих друзей.
Атеист, но терпимый, Кондорсе уже давно выступает противмзасилья одной господствующей религии. Ненависть к священникам и неутолимая жажда справедливости заставляют его взяться за перо и выступить в защиту гонимых. Его гневная обвинительная речь направлена против " бессмысленного желания силою господствовать над умами, а казнями поддерживать чистоту религии мира, издавна заливая Францию кровью и обволакивая ее дымом костров. С особойидотошностью повествует он о долгом, начавшемся ещё со дня святого Варфоломея, пути на Голгофу, который пройден протестантами. Здесь тоже, какими статье в защиту негров, слон его обретает несвойственное ему обычно красноречие.
Выполнив свой долг перед протестантами, Кондорсе, как позднее и Мальзерб, совершенно естественным образом обращает внимание на проблемы евреев. Он наводит справки об их положении в разных странах Европы и просит разъяснений о мероприятиях, незадолго перед тем осуществленным австрийским императором. Корреспондент его в ответтскордит, что, увы, Иосифу II весьма мало удалось сделать, дабы облегчить участь евреев и как бы извиняюсь, добавляет при этом: "Он опасается, как бы черезчур много еврейских лиц, явившись одновременно, не вызвали в народе каких- нибудь волнений.. Он желает сперватсделать их достойными звания граждан, а уж потоми даровать им все права". Кондорсе активно выступает в пользу евреев, когда зайдет речь о признании их полноправными гражданами со всеми вытекающими последствиями. В этом они вместе с Боиссо окажетсямв лагере аббата Грегуара, противостоящем лагерю аббата Мори