О дочери Дидро. Акимова.
У Дидро было четверо детей. Выжила одна Анжелика, родившаяся 2 сентября 1753 года.
Приходится ли удивляться, что вся отцовская любовь.. сосредоточилась на одной Анжеликае?! В 1768 году он писал Софи: "Мне кажется, что я умер бы с горяч если бы потерял этого ребенка: не могу вам выразить, как я ее люблю.
Стоило девочке заболеть, он заболевал вместе с нею. Появлялась ли краснота в ее горле, или случалась рвота, это немедленно отражало зеркало его души - письма к Софи. К счастью, Анжелика мало болела. "Эта шалунья сорвала себе ноготь с большого пальца ноги. Для всякого менее здорового ребенка это представило бы большую опасность. Она же пролежала в постели только один день " - писал отец шалуньи своей подруге 21 ноября 1760 года.
Но гораздо больше, чем здоровье дочери, Дидро беспокоило ее воспитание. Стоило хоть немножко его запустить, как начинала болеть душа.
Если бы он воспитывал ее один!
читать дальшеЕсли бы он не был вынужден ежедневно, ежечасно бороться с противоположным влиянием! Девочка родилась с хорошими задатками, была недурна собой, отличалась способностями к различным упражнениям, как телесным, так и умственным". С какой тоской Дидро писал Софи: "Урания или ее сестра сделали бы из нее существо удивительное. Но мать, овладев дочерью, никогда не потерпит, чтобы я сделал для нее что-нибудь. Ну что ж, она будет походить на тысячи других. И если она выйдет замуж за дурака - а ведь сто шансов против одного, что именно так случится, - пожалуй, она будет этим меньше недовольна, чем в том случае, если бы хорошее воспитание сделало е более требовательной". Так он писал в минуту отчаяния. На самом же деле он беспрерывно боролся за дочь... Борьба велась с переменным успехом. То он в припадке безнадёжности писал Софи: "Большую же часть вечеров я посвящаю друзьям, развлечениям, прогулкам и воспитанию Анжелики, из коего, надо сказать, ничего не выйдет, ибо в одну минуту заглушается то, что посеяно мной в течение месяца". То в следующем письме того же 1762 года: "Моя Анжелика не пойдет в монастырь, это я твердо решил про себя. Я думаю, что она будет клавесинисткой, у нее есть слух и появится беглость. И не раз ещё он вернётся в своих письмах и к Софи и к Гримму к мысли сделать из дочери музыканту. В 1767 году - 'Заставил дочку поиграть на клавесине", несколько позже - "Стала играть на всех инструментах, как ангел". Но это уже результаты. Анжелика не играла бы как ангел на всех инструментах и даже на одном клавесине в 1767;если бы в 1762 между отцом и дочерью не велось бы разговоров, подобных этому. "Анжелика, мне кажется, что пассаж вас затрудняет. Посмотрите-ка в ноты!". - "В низ ведь не указаны пальцы, а это как раз меня и затрудняет.". - Анжелика, вы пропустили такт". - "Как я могла его пропустить, ведь я ещё держу аккорд?".Передавая этот разговор Софи, Дидро пишет: "Я очарован своей дочуркой, она так рассудительно относится ко всему, что делает ".
Но чем больше восхищался Дидро своей дочке, тем больше он досадовал, что воспитание так мало соответствует ее природным склонностям и ... Его педагогическим устремлениям.
Какая прелестная женщина вышла бы из .. Но она день-деньской только и слушает , сто сплетни да глупости, и что бы я не сделал а будущем, все равно останутся следы ее первоначального дурного воспитания ".