A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Идейной основой для культа Верховного существа послужили произведения Жан-Жака Руссо, в первую очередь "Исповедание веры савойского викария".
Термин «Бог» ( Dieu) заменялся на термин «Верховное Существо» ( l'Être suprême). Данный термин употреблялся философами и публицистами и до революции с разным религиозным и философским содержанием (в том числе и в рамках традиционного католицизма). Он был включён в Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.: которая была принята Национальным собранием «перед лицом и под покровительством Верховного Существа». Также он был использован в тексте конституции 1793 г.
Культу Верховного Существа противостоял организуемый эбертистами и Шометтом «культ Разума». Христианские церкви закрывались (массово с ноября 1793 г.), подвергались разграблению, объявлялись «храмами Разума», в них проводились праздники в честь «Богини Разума.
Однако когда в марте 1794 г. были осуждены на смерть эбертисты, а в апреле – Шометт, культ Разума фактически оказался под запретом.
18 флореаля Робеспьер выступил в Конвенте с огромной речью, которую, вероятно, начал писать за год до этого. Он заявил, что все заговорщики, как жирондисты так и дантонисты и эбертисты развращали народ. Они были «фанатичными проповедниками атеизма». Нельзя лишать людей веры в бессмертие души и в справедливое воздаяние после смерти. Робеспьер назвал энциклопедистов «сектой» и упрекнул их в лицемерии. «Они были надменны в своих писаниях и пресмыкались в прихожих».
Конвент без всяких прений принял подготовленный Робеспьером декрет о праздновании в честь Верховного существа. В нем было сказано, что«французский народ признаёт существование Верховного Существа и бессмертие души».
16 прериаля Конвент избрал Робеспьера председателем, что означало, что в будущем празднестве он будет играть главную роль. Давид написал подробный план праздника, который и был полностью осуществлен.
Праздник 20 прериаля состоялся в солнечный день. Накануне все дома были украшены ветвями деревьев, цветами и трехцветными флагами. На Марсовом поле воздвигли высокую гору со скалами, гротом и терновыми кустами. В саду Тюльери была возведена огромная статуя Атеизма с надписью «Единственная надежда иностранцев».
Празднество началось в 8 часов утра. «Граждане и гражданки начинают двигаться из своих секций двумя колоннами, справа мужчины и мальчики, слева женщины, девушки и дети. Юноши образуют колонну каре по двенадцать в ряд и занимают центр. У матерей в руках букеты роз, символ изящества, девушки несут корзины цветов, символ юности. Мужи и отроки держат в руках дубовые ветки, символ силы и свободы».
Члены Конвента во главе с Робеспьером между двенадцатью и часом дня вышли на балкон павильона Единства. Неподкупный был в голубом фраке и нанковых панталонах. Он произнес речь, затем поджег статую Атеизма. Потом шествие двинулось на Марсово поле.
Некоторые члены Конвента открыто выражали свое недовольство ролью Робеспьера, как «верховного жреца». В частности, ему напомнили о Тарпейской скале.
Когда шествие дошло до Марсова поля «колонна мужчин развернулась с правой стороны горы, а колонна женщин слева… Конвент занял вершину горы, а музыканты середину. Когда мужчины и женщины построились окончательно, музыканты исполнили гимн в честь Верховного существа. После гимна была исполнена большая симфония….Молодые девушки бросали к небу цветы, а юноши обнажали сабли и приносили клятву всегда одерживать победу… Наконец орудийная пальба, как символ национальной мести, огласила воздух и все граждане и гражданки, давая выход своим чувствам в братских поцелуях, завершили праздник кликами… : «Да здравствует Республика!»
Праздники в честь Верховного существа проходили во многих департаментах. Многие для них использовали символику культа Разума. Бывшие организаторы культа Разума играли теперь первые роли в праздниках в честь Верховного Существа.
После 9-го термидора культ Верховного Существа, ассоциировавшийся с "правлением"Робеспьера, быстро сошёл на нет
Термин «Бог» ( Dieu) заменялся на термин «Верховное Существо» ( l'Être suprême). Данный термин употреблялся философами и публицистами и до революции с разным религиозным и философским содержанием (в том числе и в рамках традиционного католицизма). Он был включён в Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.: которая была принята Национальным собранием «перед лицом и под покровительством Верховного Существа». Также он был использован в тексте конституции 1793 г.
Культу Верховного Существа противостоял организуемый эбертистами и Шометтом «культ Разума». Христианские церкви закрывались (массово с ноября 1793 г.), подвергались разграблению, объявлялись «храмами Разума», в них проводились праздники в честь «Богини Разума.
Однако когда в марте 1794 г. были осуждены на смерть эбертисты, а в апреле – Шометт, культ Разума фактически оказался под запретом.
18 флореаля Робеспьер выступил в Конвенте с огромной речью, которую, вероятно, начал писать за год до этого. Он заявил, что все заговорщики, как жирондисты так и дантонисты и эбертисты развращали народ. Они были «фанатичными проповедниками атеизма». Нельзя лишать людей веры в бессмертие души и в справедливое воздаяние после смерти. Робеспьер назвал энциклопедистов «сектой» и упрекнул их в лицемерии. «Они были надменны в своих писаниях и пресмыкались в прихожих».
Конвент без всяких прений принял подготовленный Робеспьером декрет о праздновании в честь Верховного существа. В нем было сказано, что«французский народ признаёт существование Верховного Существа и бессмертие души».
16 прериаля Конвент избрал Робеспьера председателем, что означало, что в будущем празднестве он будет играть главную роль. Давид написал подробный план праздника, который и был полностью осуществлен.
Праздник 20 прериаля состоялся в солнечный день. Накануне все дома были украшены ветвями деревьев, цветами и трехцветными флагами. На Марсовом поле воздвигли высокую гору со скалами, гротом и терновыми кустами. В саду Тюльери была возведена огромная статуя Атеизма с надписью «Единственная надежда иностранцев».
Празднество началось в 8 часов утра. «Граждане и гражданки начинают двигаться из своих секций двумя колоннами, справа мужчины и мальчики, слева женщины, девушки и дети. Юноши образуют колонну каре по двенадцать в ряд и занимают центр. У матерей в руках букеты роз, символ изящества, девушки несут корзины цветов, символ юности. Мужи и отроки держат в руках дубовые ветки, символ силы и свободы».
Члены Конвента во главе с Робеспьером между двенадцатью и часом дня вышли на балкон павильона Единства. Неподкупный был в голубом фраке и нанковых панталонах. Он произнес речь, затем поджег статую Атеизма. Потом шествие двинулось на Марсово поле.
Некоторые члены Конвента открыто выражали свое недовольство ролью Робеспьера, как «верховного жреца». В частности, ему напомнили о Тарпейской скале.
Когда шествие дошло до Марсова поля «колонна мужчин развернулась с правой стороны горы, а колонна женщин слева… Конвент занял вершину горы, а музыканты середину. Когда мужчины и женщины построились окончательно, музыканты исполнили гимн в честь Верховного существа. После гимна была исполнена большая симфония….Молодые девушки бросали к небу цветы, а юноши обнажали сабли и приносили клятву всегда одерживать победу… Наконец орудийная пальба, как символ национальной мести, огласила воздух и все граждане и гражданки, давая выход своим чувствам в братских поцелуях, завершили праздник кликами… : «Да здравствует Республика!»
Праздники в честь Верховного существа проходили во многих департаментах. Многие для них использовали символику культа Разума. Бывшие организаторы культа Разума играли теперь первые роли в праздниках в честь Верховного Существа.
После 9-го термидора культ Верховного Существа, ассоциировавшийся с "правлением"Робеспьера, быстро сошёл на нет
А Робеспьер шел за своим учителем Жан-Жаком. И сам искренне в свое Верховное Существо верил, мне кажется. Вспоминаю, как Бабетта писала в своих воспоминаниях, что он упрекал ее в том, что она в него не верит: "Ты еще слишком молода, Элизабет. Ведь это единственное утешение на земле" (передаю не дословно, но смысл такой).
И сам искренне в свое Верховное Существо верил, мне кажется-несомненно
Правильно