16 прериаля Конвент выбрал Робеспьера своим председателем, что означало, что он будет играть первую роль на предстоящем празднестве. Праздник проходил по весьма подробному плану, написанному Давидом.
20 прериаля был солнечным днем. Накануне вечером все дома были украшены совершенно одинаково: ветвями деревьев, цветами и трехцветными флагами.
В 8 часов утра орудийный залп возвестил начало торжества.
читать дальшеГраждане двинулись из своих секций к Тюльери, построившись двумя колоннами. Справа мужчины и мальчики-подростки, слева – женщины и дети. Юноши образовали каре в центре процессии. Матери несли букеты роз- символ изящества, девушки - корзины цветов, символ юности, мужчины и юноши – дубовые ветки, символ силы и свободы.
И вот все секции в сборе. Все взоры были обращены на балкон Тюльери, на который должны были выйти члены Конвента.
Вилат оставил воспоминания о том, что делал в это время Робеспьер.
«Все лицо его сияло впервые радостью…Я предлагаю ему зайти ко мне; он, не колеблясь, соглашается. Он был поражен громадным стечением народа в саду Тюльери: надеждой и весельем сияли лица у всех… Робеспьер ел мало. Его взоры часто обращались на это прекрасное зрелище… «Как завидна участь человечества! О, природа, твое могущество величественно и отрадно! Побледнеют тираны, узнав об этом торжестве!» Вот все, что он сказал».
Наконец, между 12-тью и часом члены Конвента поднялись на приготовленный для них помост. Робеспьер был в голубом фраке и нанковых панталонах. В руке у всех народных представителей были букеты из колосьев, цветов и плодов. Робеспьер произнес речь.
Никогда еще мир, созданный Верховным Существом, «не предъявлял зрелища более достойного его взоров» Если раньше оно видело лишь господство тирании, порока и обмана, "сегодня оно лицезреет, как целый народ, ведущий борьбу со всеми угнетателями человеческого рода», обращается к нему с мольбою
И это «его ... бессмертная десница, запечатлев в душе человека законы справедливости и равенства, начертало смертный приговор тиранам». «Оно с начальных времен провозгласило республику».
Верховное Существо «создало вселенную, чтобы явить свое могущество; оно создало людей, чтобы они поддерживали и любили друг друга и стезею добродетели достигли счастья.
Оно вложило в душу торжествующего угнетателя угрызения совести и ужас, а в сердце невинно угнетенного душевный покой и гордость; оно заставило человека праведного ненавидеть порочного и порочного чтить праведного; … Все прекрасное – дело его рук или оно само. Зло – свойство человека извращенного, который либо сам угнетает, либо приказывает угнетать себе подобным.
Творец природы всех смертных связал воедино цепью любви и блаженства.
Да погибнут тираны, дерзнувшие разбить эту цепь!..
И свобода и добродетель родились вместе из лона божества; одна без другой не могут жить среди людей.
Благородный народ, хочешь ты торжествовать над всеми твоими врагами? Тогда упражняйся в справедливости и чти божество единственно достойным его образом».
Сказав речь, Робеспьер поджег гигантскую статую Атеизма с надписью «единственная надежда иностранцев». Она, сгорев, уступила место фигуре Мудрости, по словам очевидцев – слегка закопченной. Затем Неподкупный вновь взошел на помост и произнес вторую речь, упрекая несколько несправедливо зарубежные монархии в том, что атеизм вместе с фанатизмом является их оружием.
Но атеизму не удалось восторжествовать. Народ может безнаказанно молиться, вера в вечную жизнь справедлива
"Герои отечества, ваша благородная отвага не есть блестящее безумие: если клевреты тиранов могут вас убивать, то не в силах они уничтожить вас совсем. Человек, кто бы ты ни был, ты в праве проникнуться высокой мыслью о себе: ты можешь слить свою преходящую жизнь с божеством и бессмертием»
Далее Робеспьер рисует идеальный образ республиканца. «Будем вдумчивы и сдержанны во всех наших замыслах, как люди, отстаивающие интересы всего мира; будем пылки и упорны в нашем гневе против злоумышляющих тиранов, невозмутимы в опасности, терпеливы в труде, страшны после неудач, скромны и бдительны после успехов. Будем благородны к добрым, сострадательны к несчастным, справедливы ко всем... Предоставленные самим себе, мы сами являемся бесценным залогом нашей независимости, и мы раздавим нечестивую лигу королей еще скорее величием нашего характера, чем силою нашего оружия».
Лишь сражающиеся за дело свободы по-настоящему достойны славить божество, а не «одичавший раб, низкий слуга деспотизма, вероломный и жестокий аристократ» …
Обе речи Робеспьера были приняты восторженно.
Далее празднующие двинулись на Марсово поле (поле Единения). В центре двигалась колесница с орудиями искусства, ремесел, плодами земли. В частности на ней были плуг, украшенный колосьями хлеба, типографские инструменты. Робеспьер шел во главе своих коллег один. Олар высказывает предположения, что его могли сознательно сторониться. Ведь многие члены Конвента были возмущены тем, что Робеспьер сыграл в этот день по сути роль первосвященника. В то время, когда среди народа раздавались крики: «Да здравствует Робеспьер!», некоторые смельчаки из числа членов Конвента оскорбляли Неподкупного, чем глубоко его задели. Ему напомнили в частности о Тарпейской скале.
На Марсовом поле участники празднества построились вокруг возведенной там горы: мужчины справа, женщины слева. Народные представители заняли вершину. Музыканты исполнили гимн в честь Верховного Существа, затем большую симфонию. Девушки бросали к небу цветы, юноши обнажали сабли и давали клятву всегда одерживать победу. Старцы благословляли их. Праздник был завершен орудийной пальбой и братскими поцелуями.
Тарпейской, наверное.
Вполне нормальный.
Александра Александровна Матвеева-Леман
ПРАЗДНИК ВЕРХОВНОГО СУЩЕСТВА
20 прериаля II-го г. - 8 июня 1794 г.
критический очерк
Историческое обозрение. 1911. Т.16. С.24-86