После этого торжествующий Робеспьер произнес вторую речь. Атеизм – орудие королей- превратился в ничто. Люди бестрепетно могут обращать свои взоры к небу, верить в то, что души убитых в сражениях за родину обретают после смерти тела новую жизнь.
читать дальшеДалее Робеспьер возносит хвалу мудрости, которую хотели изгнать враги республики. Он рисует портрет добрых граждан живущих в тяжелое военное время, требующее бдительности. «Будем вдумчивы и сдержанны во всех наших замыслах, как люди, отстаивающие интересы всего мира…, пылки и упорны в нашем гневе против… тиранов, невозмутимы в опасности, терпеливы в труде, страшны после неудач, скромны и бдительны после успехов»…» И тогда своими добродетелями они скорее, чем силой оружия победят «нечестивую лигу королей». «Французы», в отличие от «рабов» и аристократов, как борющиеся с тиранией, могут безбоязненно молиться Верховному Существу. «Ненависть к несчастью и тирании горит в наших сердцах вместе с любовью к справедливости и отечеству; наша кровь проливается за дело человечества: в этом наша молитва, наша жертва; наше воздаяние тебе».
Обе речи Робеспьера имели большой успех.
Далее шествие двинулось на Марсово поле. Среди депутатов двигалась колесница на которой везли образцы орудий искусств и ремесел, в частности плуг, типографский станок. Их осенял дуб, а рядом возвышалась статуя Свободы, покровительницы всех этих ремесел и искусств. Колесницы везли восемь волов с позолоченными рогами.
Робеспьер шел во главе своих коллег, на некотором от них расстоянии, видимо, поскольку они сторонились его. То, что он играл роль жреца Верховного Существа казалось депутатам смешным или даже преступлением против Республики. Казалось, ошибочно, что у него в руках сосредоточено было слишком много власти. И некоторые депутаты оскорбляли его. Однако, пишет Олар, народ ничего не замечал.
Когда все участники церемонии разместились на поле Единения, на горе и вокруг нее, музыкантами был исполнен гимн в честь Верховного Существа. Потом была исполнена большая симфония. Девушки бросали к небу цветы, юноши обнажали сабли и давали клятву всегда одерживать победы. Старики возлагали на них руки и благословляли их. Праздник был окончен орудийной пальбой.