В первые месяцы своей деятельности Конвент пользовался всяким случаем для того, чтобы заявить, подтвердить, что он не только не хочет разрушать религию, но что он намерен сохранить и укрепить систему галликанской церкви, соединенной с государством, т.-е. гражданское устройство духовенства.
В то же самое время Конвент усиленно применял и умножал законы, направленные неприсягнувших священников
То есть противопоставляли добрых священников дурным. Но уже во второй половине 1793 года распространенным является уже убеждение, что плоха сама религия .
Правительство уже в сентябре 1792 года посягнуло на церковное имущество. Законодательное Собрание распорядилось отправить на монетный двор всю серебряную церковную утварь, без которой могло обойтись отправление культа, 23 июля 1793 г. Конвент издал декрет, согласно которому на каждый приход должно было быть оставлено не больше одного колокола, остальные же колокола должны были быть перелиты в пушки.
читать дальшеМногие священники воспользовались новым правом вступать в брак. Одним из первых подал пример Тома Лендэ, епископ Эйры, который женился в ноябре 1792 г. Понтар, епископ дордоньский, представил свою жену Конвенту на заседании 27 сентября 1793 г. Председатель Камбон расцеловал обоих супругов. Согласно постановлению Конвента женатые священники сохраняют свое жалование, если их прогонят из их прихода (19 июля 1792 г.). 12-го августа Конвент аннулировал все церковные решения относительно лишения сана женатых священников. 17 ноября 1793 года Конвент постановил, чтобы содержание священников, которых преследовали за их женитьбу, выдавалось им за счет тех приходов, которые чинили эти преследования. Женатых священников было больше двух тысяч.
Начало дехристианизаторскому движению было положено провинцией при покровительстве некоторых комиссаров Конвента, не имевших на то, впрочем, никакого разрешения Конвента. Так, например, Фуше, бывший комиссаром в Невере, утверждал (ложно) в прокламации, выпущенной от 23 сентября 1793 г., что Конвентом поручено ему «заменить суеверные и лицемерные культы, которых к несчастию придерживается еще народ, культом Республики и естественной морали». 10-го октября он издал постановление относительно кладбищ, в котором он приказывал убрать с кладбищ религиозные символы и водрузить на воротах надпись: «Смерть есть вечный сон». Лицемер Фуше тогда показал себя последовательным атеистом, не верящим в божество и бессмертие души.
16-го октября Шометт, добился в парижской Коммуне одобрения этого постановления. В Рошфоре Леньело преобразовал приходскую церковь в «Храм Истины», где 31-го октября 6 католических священников и один протестантский при торжественной обстановке отреклись от культа.
Парижская коммуна, по предложению Шометта, приняла 23 вандемьера постановление, согласно которому ни один служитель любого культа должен появляться только в светской одежде. Сам Конвент с некоторых пор занял «философскую» позицию в отношении культа, а это придавало энергии и смелости дехристианизаторам. Праздник 10 августа 1793 г. был первым из национальных празднеств, которое имело чисто гражданский или, как мы говорим, светский характер.
Член Конвента Эро-де-Сешелль, который председательствовал на этом празднестве, восхвалял Природу, статуя которой была почтена возлияниями. Из груди ее лилась вода, которую он выпил и дал выпить другим участникам празднества.
Установление республиканского летоисчисления, замена гражданского календаря республиканским (согласно декрета от 5 октября 1793 г. и 4 фримера II года) были мероприятием антирелигиозным. Целью его было лишить церковь ее влияние в народе, заменить прежнее исчисление времени, католические праздники - новым календарем, новыми праздниками, упразднить воскресенье, заменив его десятым днем.
Комитет общественного просвещения сделался очагом противокатолической пропаганды. 26 июня 1793 года Лаканаль от имени этого Комитета предложил план национальных праздников, которые, действительно, могли бы заменить религиозные праздники. Этот Комитет добился от Конвента постановления (7 брюмера II года), согласно ни один священник не мог быть больше назначен преподавателем, ни одна монахиня - преподавательницей. А ведь раньше именно церковь контролировала образование. 15-го брюмера Конвент приветствовал и отдал в печать речь Мари-Жозефа Шенье, в которой тот от имени упомянутого Комитета предложил заменить католичество религией отечества.