Та же книга по женскому образованию
В середине 18 века возрос интерес к науке и научному знанию. Маркиза дю Шатле, подруга Вольтера опубликовала свое "Положение о физике" и перевод "Математических начал натуральной философии Ньютона.
читать дальшеДамы посещали лекции по астрономии в Колеж де Франс. Философы-просветители принимали активное участие в пропаганде научных дисциплин: ботаники Бернарден де Сен-Пьер, Ж. Жак Руссо, анатомии - Д. Дидро и т.д. Дидро лично прослушал курс лекций по анатомии, организованный женщиной - преподавательницей в Париже. ознакомился с практикой преподавания анатомии девушкам и подробно описал организацию курса и изготовление анатомических пособий в рекомендациях Екатерине Второй по усовершенствованию Смольного института. По мнению Д.. Дидро знание анатомии человека необходимо будущей матери, с гражданской ответственностью относящейся к рождению и воспитанию детей. Курс анатомии прослушала дочь Д. Дидро. Он был высоко оценен английским ученым - анатомом Джоном Принглом после представления в Лондоне и французским ученым Антуаном Пети. Вследствие роста интереса в обществе к естественным и точным наукам в обучение девочек вводят "предметные уроки".
Поскольку французское образование в 18 веке в целом базировалось на произведениях древнеримских и древнегреческих классиков, а обществу был привит вкус к хорошей литературе и новые идеи продвигались через книги, то естественным продолжением процесса популяризации научного знания среди женщин стало формирование женской библиотеки. О.В. Греар. упоминает , что в 18 веке девицы "имели своих классиков" в чей список "не лишенный наивности, но богатый и разнообразный" , входили произведения наиболее уважаемых и издаваемых авторов 18 века. (и откуда, интересно, авторы взяли этот список?) В Библиотеку входил "Словарь по физике, ботанике и химии", включающий "Историю неба" аббата Плюша и "Беседы о множественности миров (1686) Б ле Бовьет Фонтенеля. исторические труды Плутарха, Ш. Роллена, Д. Юма; литературные произведения Гомера, Вергилия, Горация, Сенеки, "Метаморфозы" Овидия, "Об обязанностях" Цицерона; учебные пособия по грамматике, риторики, поэзии - "Грамматика" Ресто, "Начала синтаксиса и синонимы" аббаты Жирара, "Курс изящной словесности (1747-1748) Ш. Батте (1713-1780) с примерами из проповедей Л. Бурдалу(1632-1704) и ж. -Б. Массильона (1663-1743), надгробных речей Флешбе и Ж.-Б. Боссюэта(1627-1704) , писем мадам де Севиньи, размышлений Б. Фонтенеля; и французских драматургов. "Поэтическое искусство" (1674) Н. Буало; труды на тему морали М. де Монтеня, Ф. де Ларошфуко, Ж. де Лабрюйера, Ш. П. Дюкло (1704-1772). Особое внимание было уделено выбору книг о воспитании: труды педагогов Пор-Ройяля, Ф. Фенелона, Локка, Ш. Роллена, мадам де Ментенон, мадам де Ламбер. Подбор работ по религиозному воспитанию не отличается, по словам Греара, логичностью.(и это естественно
) : "О существовании бога" Ф. Фенелона, "Труд шести дней" Дюге. "Нравы израильтян2 и "Нравы христиан" Флери, "Катехизис праздников Боссюэта. Литературу 18 века представляли : французскую - Дюкло,.д' Аламбер. Сен-Ламбер (а где же Вольтер? не говоря о прочих просветителях?) неблагонадежны!)
); иностранную - поэмы Гесснера. сборники "Французский наблюдатель2 и "Английский наблюдатель".В каталог книг для женской библиотеки входили также романы, что демонстрирует изменения отношения педагогов и воспитателей к художественной литературе - если в 17 веке мадам де Ламбер писала что "ничто так не враждебно счастию женщины, как живое и слишком пламенное воображение", пробуждаемое литературой, то в следующем столетии исторические романы уже включены в рекомендованный список для чтения