Некто Вульфиус . "Религиозные воззрения и терпимость Вольтера". Вольтер об идее морали.
Пост на любителя (философии)Вольтер верит в существование общей для всех людей морали, скажем даже более: эту идею он защищает и доказывает почти так же часто, как существование Бога, строителя мира. Приведем еще несколько меси из его сочинений для лучшей иллюстрации этой мысли:
читать дальше
"Есть только одна мораль, господин Ле Бо, так же, как только одна геометрия. Но, ответят мне, громадное большинство людей не знает геометрии. Совершенно верно; но стоит только заняться ей немного, как все согласны. Земледельцы, чернорабочие, ремесленники не прошли курса морали; они не читали ни De finibus Цицерона, ни этики Аристотеля, но как только они начнут мыслить, они делаются, не зная этого, учениками Цицерона; индусский красильщик, татарский пастух и английский вопрос знают, что справедливо и что несправедливо. Конфуций не изобрел своей системы морали так, как строят системы физики. Он нашел ее в сердцах всех людей..
.. Мораль не заключается ни в суеверии, ни в церемониях, она ничего общего не имеет с догматами. Нельзя достаточно часто повторять, что догматы все различны, а мораль одна и та же у всех людей, которые пользуются своим разумом. Итак, мораль исходит от Бога, как свет. Наши суеверия один лишь мрак. Читатель, подумайте: развейте эту истину, извлеките выводы.
Более того, Вольтеру хотелось бы. чтобы моральный принцип распространялся на всю вселенную: "Свет один и тот же для звезды Сириуса и для нас; мораль должна быть одна и та же. Если чувствующее и мыслящее животное на Сириусе рождено нежными родителями, которые заботились о его счастье. оно обязано им же такою же любовью и такими же заботами, как и мы здесь на земле по отношению к нашим родителям. Если кто-нибудь в млечном пути увидит калеку и, имея возможность облегчить его участь, не сделает этого, он повинен перед всеми мирами. Сердце везде имеет одни и те же права: на ступенях трона Божьего, если существует трон, и на дне преисподней, если существует преисподняя". "О святая мораль, о мой Господь, творец ее, - восклицает в восторге Вольтер, - я не замкну вас в границы одной провинции; вы царите над всеми мыслящими и чувствующими существами. Ты - Бог Иакова, но Ты и Бог вселенной".
Этот общий всем людям моральный принцип столь же мало представляет из себя прирожденную идею, как и идея Божества. Вольтер, как истинный ученик Локка, всю свою жизнь полемизировал с учением о врожденных идеях. Но моральный принцип необходимо и неизбежно должен развиваться в нас. "Кто нам даровал чувство справедливости и несправедливости? Бог, даровавший нам мозг и сердце. Но когда разум научает нас тому, что существует добродетель и порок? Тогда, когда он нас научает тому, что дважды два четыре. Нет врожденных идей, по той же самой причине. как и нет деревьев, покрытых листовою и плодами в момент произрастания из земли. Ничего не врожденно, т. е ничто не рождается в развитом виде; но, повторим еще раз, Бог создает нас с органами, которые по мере своего развития дают нам возможность чувствовать все, что необходимо чувствовать нашему виду для сохранения его".
"Я соглашаюсь с Локком, - пишет Вольтер Фридриху Великому, - что действительно нет ни одной врожденной идеи; отсюда очевидно следует, что нет никакого врожденного морального предписания в нашей душе. Но из того, что мы не родились с бородою, разве вытекает, что мы, обитатели этого материка, не рождены с тем, чтобы обрасти бородой в известном возрасте? Мы не рождаемся с силою ходить, но родившийся с двумя ногами будет когда-нибудь ходить. Таким же образом никто не приносит с собою при рождении идеи, что нужно быть справедливым, но Бог так устроил органы людей. что все в определенном возрасте сходятся в признании этой истины."