A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Я это уже набирала, потом стерла, увидев, что нет лайков, но теперь в упорством, достойным лучшего применения, перепечатываю снова.
Письмо матери Павла сыну.
Васильево, 8 сентября 1825 года.
Благодаря Бога, мы теперь чаще получаем новости от вас, дорогой и добрый друг Павел. читать дальшеВаше письмо от 6 августа пришло к нам 28-го, а поскольку предыдущее добиралось до нас шесть недель, два последних следовали одно за другим. Я была весьма растрогана вашей памятью о 15 июля и о времени, проведенном в Васильево! Сколько мы тоже об этом думаем и сколько желаем его возвращения. Несомненно, время проходит весьма быстро, и хорошее и плохое; но по крайней мере в воспоминаниях горе притупляет свои шипы и часто оставляет память только в виде Рубцов, столь быстро изглаживающихся, что их с трудом можно отыскать, тогда как малейшее удовольствие, как и величайшие душевные радости, кажется возвращаются с первоначальной живостью и часто даже усиливаются всякий раз, как о них подумаешь. Таким образом благое Провидение действует в возмещение неизбежного зла, и так все воздается некоторым образом уже в этом мире, даже прежде того, как мы достигнем великого момента, когда смерть поведет нас к месту вечного воздаяния! Но почему же происходит зло в этом мире? Когда можно было бы устроить все по Его воле? Я не знаю почему и не ищу знать. Вместо чем терять время, возмущаясь тем, чего не понимаю, как из крошечных зерен положенных в землю, происходит столько различных растений, я пользуюсь своим опытом и опытом других, чтобы выращивать цветы, и когда мой партер, украшенный тысячью красок, благоухающий самыми пленительными запахами, выказывает лучшее в природе и тешит мои чувства, я простираясь пред Всевышним и приношу ему свою благодарность, не спрашивая счета ни краскам нр запаху розы, ни ширам, которыми щетиниться ее стебель. Как я сожалею о тех, кто теряет истинное счастье, стремясь его понять и обьяснить, они походят на тех, кто издерживает все своё состояние, чтобы раскрыть секрет - ненаходимый-.
получения золота. Что до слова sapiente, которым оканчиваются некоторые прочитанные вами труды, позвольте мне, добрый друг, прежде ответа рассказать вам историю.
Фаворит великого владыки предал господина и своим неповиновением навлек врага на земли, доверенные его семье. Нарушение долга, строжайшим образом изьясненного и предписанного, должно было подвергнуть его строгости законов, ранее известных, и обратить со всеми приближенными в бесконечное ничтожество. Сын владыки, полный нежного сочувствия к подданным отца, захотел прийти к ним на помощь и попросил употребить все свои средства на оплату долгов виновногои таким образом добиться прощения для него. Ах! Хорошо, - сказал ему Отец, - я принимаю твою великодушную жертву и твою благородную преданность. Иди, отдай свои блестящие богатства, выкупи должника, покажи ему еще раз, что значит знать и исполнять свой долг; простой солдат изгонит врага, которого беспечность и неверность предателя допустили в наши земли; затем - возвращайся, еще более дорого Отцу твоей возвышенной жертвой, добровольным и мгновенным унижением, возвращайся в мои родительские объятия, повестись в новой своей славе рядом со мной на троне, раздели мои права и будь источником всех милостей, истекающих из моей верховной власти. Что до того, кого ты хочешь выкупить, я не могу более поставить его на ту высоту, откуда изгнало его преступление: это человек порочный от природы, по сути своей; но я могу даровать тебе его прощение, я еще могу протянуть ему спасительную руку, помочь исправить однажды предо мной и пользоваться моим расположением, если только постоянное и искреннее раскаяние смоео пятна его проступка и, после того как оказался неверным господину, он не станет неблагодарным к своему благодетелю. Пусть он и его приближенные навсегда запомнят то, что ты делаешь для них, и что без тебя они ничего не могли бы поделать. Только таким образом они могут выбраться из бездны, куда поспешили сами, и вернуть мое благоволение... Ибо как простить и как довериться сердцу, дважды неблагодарному?
Вот, мой добрый друг, как я понимаю, как Бог добрый мог дать погибнуть Богу невинному, чтобы умиротворить Бога справедливого; но я никогда не поверю, чтобы тот, кто был способен написать и велеть напечатать эту вольтерьянскую фразу, был бы истинным христианином, способным испытывать радости истинной веры ( сущность и достоинство которой состоят в том, чтобы верить, а не изучать, смотреть и понимать), способным любить Бога, своего Спасителя, и своего ближнего. Вообще, пожалейте о том, кто сомневается в вере, сколь бы не было непростительно пренебрежение способами убедить себя, но презирайте и превыше всего гоните того, кто без иного оружия, кроме сомнения и насмешки, ищет увлечь, соблазнить слабого человека, почитающего себя сильным и лишить его таким образом всего, что могло сделать его счастливым, не имея возможности ничего дать ему взамен. Часто говорят, что человек не выбирает положения на земле, и, следственно, никакое согласие, никакой договор не обязывают его к долгу. Но позволите ли вы солдату, генералу пренебречь долгом, потому что он не сам выбрал место, на котором стоит, и не отдадите ли вы его под суд за небрежение? И не понимают, почему страдают в этом мире !! Понимает ли ребенок, что это для его настоящего блага вы заставляете его спать на жестком , задаете ему порку или заставляете его глотать ревень? Между тем вы требуете, чтобы он верил вам на слово, следовал вашим указаниям и приказам, не сомневаясь в вашей любви и не умаляя своей. Вы требуете доверия и повиновения от ребенка, который доверен вам и который станет равным с вами. Ради частного порядка и спокойствия в государстве, вы требуете повиновения и доверия от ваших домашних, от пахаря, солдата, от всякого служащего отечеству, наконец от всех граждан, коих природа уже сделала равными вам, и вы не хотите принести покорность и доверие своему Создателю, уже осыпавшему вас благодеяниями и которому вы никогда не станете равным. Понять!!! Не надо искать понять, это ни к чему не ведет, это будет усилиями столь же бесполезными, сколь и преступными. Доверие, покорность, благодарность. - вот единственное древо истинного познания, плоды которого нам не только дозволены и спасительны но даже необходимы для нашего счастья. Другое, древо ложного познания, запретное для нас, несет плоды с фальшивым сиянием, сок которых терпкий и ядовитый, вызывает жестокую жажду и постоянно растущее желание этого фрукта, разрушающее семена жизни и счастья.
Продолжение философских размышлений следует
Письмо матери Павла сыну.
Васильево, 8 сентября 1825 года.
Благодаря Бога, мы теперь чаще получаем новости от вас, дорогой и добрый друг Павел. читать дальшеВаше письмо от 6 августа пришло к нам 28-го, а поскольку предыдущее добиралось до нас шесть недель, два последних следовали одно за другим. Я была весьма растрогана вашей памятью о 15 июля и о времени, проведенном в Васильево! Сколько мы тоже об этом думаем и сколько желаем его возвращения. Несомненно, время проходит весьма быстро, и хорошее и плохое; но по крайней мере в воспоминаниях горе притупляет свои шипы и часто оставляет память только в виде Рубцов, столь быстро изглаживающихся, что их с трудом можно отыскать, тогда как малейшее удовольствие, как и величайшие душевные радости, кажется возвращаются с первоначальной живостью и часто даже усиливаются всякий раз, как о них подумаешь. Таким образом благое Провидение действует в возмещение неизбежного зла, и так все воздается некоторым образом уже в этом мире, даже прежде того, как мы достигнем великого момента, когда смерть поведет нас к месту вечного воздаяния! Но почему же происходит зло в этом мире? Когда можно было бы устроить все по Его воле? Я не знаю почему и не ищу знать. Вместо чем терять время, возмущаясь тем, чего не понимаю, как из крошечных зерен положенных в землю, происходит столько различных растений, я пользуюсь своим опытом и опытом других, чтобы выращивать цветы, и когда мой партер, украшенный тысячью красок, благоухающий самыми пленительными запахами, выказывает лучшее в природе и тешит мои чувства, я простираясь пред Всевышним и приношу ему свою благодарность, не спрашивая счета ни краскам нр запаху розы, ни ширам, которыми щетиниться ее стебель. Как я сожалею о тех, кто теряет истинное счастье, стремясь его понять и обьяснить, они походят на тех, кто издерживает все своё состояние, чтобы раскрыть секрет - ненаходимый-.
получения золота. Что до слова sapiente, которым оканчиваются некоторые прочитанные вами труды, позвольте мне, добрый друг, прежде ответа рассказать вам историю.
Фаворит великого владыки предал господина и своим неповиновением навлек врага на земли, доверенные его семье. Нарушение долга, строжайшим образом изьясненного и предписанного, должно было подвергнуть его строгости законов, ранее известных, и обратить со всеми приближенными в бесконечное ничтожество. Сын владыки, полный нежного сочувствия к подданным отца, захотел прийти к ним на помощь и попросил употребить все свои средства на оплату долгов виновногои таким образом добиться прощения для него. Ах! Хорошо, - сказал ему Отец, - я принимаю твою великодушную жертву и твою благородную преданность. Иди, отдай свои блестящие богатства, выкупи должника, покажи ему еще раз, что значит знать и исполнять свой долг; простой солдат изгонит врага, которого беспечность и неверность предателя допустили в наши земли; затем - возвращайся, еще более дорого Отцу твоей возвышенной жертвой, добровольным и мгновенным унижением, возвращайся в мои родительские объятия, повестись в новой своей славе рядом со мной на троне, раздели мои права и будь источником всех милостей, истекающих из моей верховной власти. Что до того, кого ты хочешь выкупить, я не могу более поставить его на ту высоту, откуда изгнало его преступление: это человек порочный от природы, по сути своей; но я могу даровать тебе его прощение, я еще могу протянуть ему спасительную руку, помочь исправить однажды предо мной и пользоваться моим расположением, если только постоянное и искреннее раскаяние смоео пятна его проступка и, после того как оказался неверным господину, он не станет неблагодарным к своему благодетелю. Пусть он и его приближенные навсегда запомнят то, что ты делаешь для них, и что без тебя они ничего не могли бы поделать. Только таким образом они могут выбраться из бездны, куда поспешили сами, и вернуть мое благоволение... Ибо как простить и как довериться сердцу, дважды неблагодарному?
Вот, мой добрый друг, как я понимаю, как Бог добрый мог дать погибнуть Богу невинному, чтобы умиротворить Бога справедливого; но я никогда не поверю, чтобы тот, кто был способен написать и велеть напечатать эту вольтерьянскую фразу, был бы истинным христианином, способным испытывать радости истинной веры ( сущность и достоинство которой состоят в том, чтобы верить, а не изучать, смотреть и понимать), способным любить Бога, своего Спасителя, и своего ближнего. Вообще, пожалейте о том, кто сомневается в вере, сколь бы не было непростительно пренебрежение способами убедить себя, но презирайте и превыше всего гоните того, кто без иного оружия, кроме сомнения и насмешки, ищет увлечь, соблазнить слабого человека, почитающего себя сильным и лишить его таким образом всего, что могло сделать его счастливым, не имея возможности ничего дать ему взамен. Часто говорят, что человек не выбирает положения на земле, и, следственно, никакое согласие, никакой договор не обязывают его к долгу. Но позволите ли вы солдату, генералу пренебречь долгом, потому что он не сам выбрал место, на котором стоит, и не отдадите ли вы его под суд за небрежение? И не понимают, почему страдают в этом мире !! Понимает ли ребенок, что это для его настоящего блага вы заставляете его спать на жестком , задаете ему порку или заставляете его глотать ревень? Между тем вы требуете, чтобы он верил вам на слово, следовал вашим указаниям и приказам, не сомневаясь в вашей любви и не умаляя своей. Вы требуете доверия и повиновения от ребенка, который доверен вам и который станет равным с вами. Ради частного порядка и спокойствия в государстве, вы требуете повиновения и доверия от ваших домашних, от пахаря, солдата, от всякого служащего отечеству, наконец от всех граждан, коих природа уже сделала равными вам, и вы не хотите принести покорность и доверие своему Создателю, уже осыпавшему вас благодеяниями и которому вы никогда не станете равным. Понять!!! Не надо искать понять, это ни к чему не ведет, это будет усилиями столь же бесполезными, сколь и преступными. Доверие, покорность, благодарность. - вот единственное древо истинного познания, плоды которого нам не только дозволены и спасительны но даже необходимы для нашего счастья. Другое, древо ложного познания, запретное для нас, несет плоды с фальшивым сиянием, сок которых терпкий и ядовитый, вызывает жестокую жажду и постоянно растущее желание этого фрукта, разрушающее семена жизни и счастья.
Продолжение философских размышлений следует
@темы: Пестель