A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Эх, зачем я полезла смотреть, что пишет о празднике ВС Карлейль. Он не считает, что Робеспьер учреждая новый культ, действовал как ловкий политик или как человек, искренне верующий в бога Руссо. Все дело лишь в личном тщеславии зеленолицего (это слово автору полюбилось) Неподкупного.
Неподкупный Робеспьер, законодатель свободного народа, хочет быть, как в древности, также священнослужителем и пророком.
Итак, смотрите: после того как декрет утвержден и произнесена по этому поводу "самая тощая из пророческих речей, когда-либо произнесенных", Магомет Робеспьер, в голубом камзоле и черных брюках, завитой и тщательно напудренный, неся в руке букет цветов и колосьев, гордо выходит из зала Конвента; депутаты его следуют за ним, однако, как замечают, на некотором расстоянии
Мумбо-юмбо африканских лесов кажется мне почтенным рядом с этим новым божеством Робеспьера, так как это сознательный мумбо-юмбо, знающий, что он всего лишь механизм. О зеленоликий пророк, несчастнейший из пузырей, надутый до того, что почти готов лопнуть, в какую безумную химеру среди реальностей превращаешься ты
Неподкупный Робеспьер, законодатель свободного народа, хочет быть, как в древности, также священнослужителем и пророком.
Итак, смотрите: после того как декрет утвержден и произнесена по этому поводу "самая тощая из пророческих речей, когда-либо произнесенных", Магомет Робеспьер, в голубом камзоле и черных брюках, завитой и тщательно напудренный, неся в руке букет цветов и колосьев, гордо выходит из зала Конвента; депутаты его следуют за ним, однако, как замечают, на некотором расстоянии
Мумбо-юмбо африканских лесов кажется мне почтенным рядом с этим новым божеством Робеспьера, так как это сознательный мумбо-юмбо, знающий, что он всего лишь механизм. О зеленоликий пророк, несчастнейший из пузырей, надутый до того, что почти готов лопнуть, в какую безумную химеру среди реальностей превращаешься ты
Меня это сравнение когда-то повеселило ))
Начну того что Карлейль вырос в очень строгой пуританской семье, и во многом именно своему отцу обязан тем представлением о Труде как Служении Господу, которое столь для него характерно. Но, если я верно его понимаю, еще в ранней юности он заметил, что внешнее, даже истовое соблюдение религиозных обрядов, норм, правил нередко подменяет у людей истинную веру. И он отрекся от всякой религии, связанной с церковной организацией, от такой религии, которая предполагает догматику, таинства, обрядность - сохранив при этом глубокую, пожалуй даже истовую Веру и приверженность морально-этическим ценностям, основанным на христианском нравственном императиве, - и в этом он и в самом деле очень близок Савойскому викарию Жан-Жака Руссо.
Между тем Культ Верховного Существа вводился именно как общегосударственная гражданская религия, и это все же не пантеизм, растворяющий Бога в Природе; это деистический религиозный культ, предполагающий и некоторую догматику (признание Верховного Существа, вполне персонифицированного; признание бессмертия души и соответственно - воздаяния), и некоторую обрядность - хотя бы в виде утвержденного декретом 18 флореаля календаря празднеств...
И мне представляется, Карлейля как раз и оттолкнуло введение Культа Верховного Существа как обязательной религии со всеми внешними атрибутами - которые он отождествляет с фетишами дикарей Мумбо-Юмбо (отдавая предпочтение последним, поскольку дикари создают свои фетиши, потому что сталкиваясь с непонятными для них силами, они пока еще просто не в состоянии постичь истинно божественное начало в виду ограниченности своего развития).
Мне представляется, что как раз введение официального культа, который Карлейль воспринимал как суе-верие, и не позволило Карлейлю увидеть той внутренней глубинной религиозности в восприятии окружающего мира и себя в этом мире, которая была свойственна Робеспьеру, и так напоминала его собственную...
Вот и Вы употребляете слово "культ"тереза-с-севера, я обратила на это внимание, но поправлять не стала