16:09

A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Некто Хэмпсон написал некогда книгу о Сен-Жюсте. Я смотрю сейчас рецензию на нее. Автор полагает, что Сен-Жюст был "сатанинским чудовищем. :lol: "Если грехом Люцифера была духовная гордыня, которая привела его, почти случайно, к использованию зла, как необходимого средства для достижения трансцендентного конца, Сен-Жюст был Люцифером"...
Оно, даже, как-то лестно... :gigi:

Комментарии
15.12.2014 в 17:10

Ninette
:soton: Чем так достал английских авторов Сен-Жюст, даже не понимаю ))
15.12.2014 в 17:14

A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Ну, не всех... Кертис к нему весьма расположен
15.12.2014 в 17:28

Ninette
тереза-с-севера,
И то хорошо )
15.12.2014 в 18:37

тереза-с-севера, Miss_N, Норман Хэмсон - весьма известный историк... - но он таки контра...

Кертис к нему весьма расположен

;) он все ж американец... - а из англичан - Мортон, насколько я успела когда-то очень давно и весьма мельком углядеть... (еще один - Ральф Корнгольд - издан только по-французски - а вот его биография Робеспьера - на обоих языках...)
15.12.2014 в 20:58

A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Сугубое имхо, историк не имеет права на такие бескомпромиссные оценки.
16.12.2014 в 20:29

тереза-с-севера, ох! - по мне так подобная откровенность все ж лучше, чем не признаваемое даже перед собой влияние личных пристрастий на результат работы, представляемые как объективные: не в последнюю очередь имею в виду превращение под пером заслуженно авторитетного историка - дореволюционного Марата, чья научная деятельность полностью соответствовала тогдашним представлениям о природе научного знания - в бессовестного шарлатана!... - И ведь именно это ложное представление закрепилось уже достаточно прочно в общественном сознании, потому что среднестатистический обыватель пребывает у уверенности, что советские-то историки всемерно идеализировали Марата и, естественно, преувеличивали его научные достижения (чего на самом деле ни разу не было!)
17.12.2014 в 00:27

A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
EleonoreD, Спасибо! А то я сама не знала. что думать о научной деятелности Марата... Для меня ведь естественные и точные науки - тайна за семью печатями
17.12.2014 в 07:11

тереза-с-севера, в 1993 в Париже состоялся коллоквиум, посвященный научной деятельности Марата; материалы этого коллоквиума были изданы под провокационным заглавием "Marat homme de science?" (в прошлом году стала обладателем этой книги) Участники коллоквиума - врачи, физики, историки науки и просто историки. Знаю, что какие-то из научных трудов Марата были переизданы в девяностые-нулевые.

И вот несколько выписок по-английски, сделанных также прошлогодним летом в BNF (понятно, что обратилась к этому сюжету в связи с разбором его литературного творчества - но еще наверно в 2000 в обмене репликами с АВЧ поднимала вопрос о необходимости изучения научной деятельности Марата в контексте истории естествознания - а для меня как раз эта сфера не совсем чужая...;) - вот, кстати, нашла - это копия старого сайта liberte, очевидно, созданная Юрием Капякиным после того как его сайт на newmail.ru был украден; читать снизу)

Conner C. D. Jean Paul Marat: Scientist and Revolutionary. New-York: Humanity Books an imprint of Prometheus Books Amherst, 1997. 285 p.
Part II. Doctor and scientist (1765-89) – P. 33-143.

P. 6. ...he (Gillispie, C.C.) perceives his subject trough the eyes of the modern scientific elite end therefore considers Marat to have been a “would-be physicist” nd charlatan. Nonetheless Gillispie's observation demonstrate that Marat – though no “hero of modern science” on the scale of Lavoisier or Laplace – was a seriouse and legitimate participant in science as it was practiced in France at 1780s.
In addition to its honesty, Gillispie's discussion of Marat is noteworthy for being on an actual reading of the texts. His charge that previous commentators, in France and elsewere, had not bothered to read Marat's scientific works was apparently well founded.

(Gillispie, C.C. The Edge of Objectivity. Princeton: Princeton University Press, 1960
Gillispie, C.C. Science and Polity in France at the End of Old Regime. Princeton: Princeton University Press, 1980)

P. 140
Marat's experiments on fire had received a positive review from a commission of the Academy; his second endeavor, the optical investigation, met with much less favorable response. The final episode of his trilogy of physical researches, the electrical experiments, attracted almost no notice: they were ignored. Taken together, however, the three works constitute an impressive body of work that demonstrates Marat's seriousness and legitimacy as a scientist of the late eighteenth century. Charges that he was a pseudoscientist are untrue.

Так что - будьте уверены, статья Г. К. Цверавы "МАРАТ КАК ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ" - совершенно адекватна!
17.12.2014 в 19:51

A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Спасибо! Очень интересно!