понедельник, 13 февраля 2023
Перепечатываю из книги Демидовской и Буториной
В середине XVIII в. общие вопросы воспитания и образования молодого поколения были разработаны, обоснованы и изложены в "Трактате об образовании" Шарля Роллена (1661-1741).
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%BB%... Ш. Роллен придерживался более традиционных взглядов на женское образование.
читать дальшеНеоспоримым для него являлся приоритет религии в образовании девочки. К обучению латинскому языку допускалась, по его мнению, ограниченная группа девушек с хорошей репутацией, сформировавшимися нравственными устоями, намеревавшимися посвятить свою жизнь религиозному служению. Уровень умственных способностей не зависит от пола (смело!). Тем не менее различие социальных функций мужчины и женщины обуславливает дифференциацию содержания образования. Так как не предполагается, что у девочки когда-нибудь в будущем возникнуть необходимость или представится возможность занимать государственную должность, то не следует обучать ее древним языкам. (Профессиональное обучение специалистов осуществлялось во Франции XVIII века на основе текстов древнегреческих и древнеримских авторов). В женскую программу обучения Ш. Роллен включил грамматику, арифметику, историю родной страны и древнего мира, рукоделье, домоводство (домашнюю экономику), чтение поэтической литературы, музыку, танцы.
В области общих педагогических вопросов Ш. Роллен опирался на Квинтилиана (ок. 35- ок.96) - единственного педагога-теоретика древних римлян. Ш. Роллен не был знаком с идеями Я. А. Коменского, а Ф. Фенелон и Д. Локк являлись его современниками. Он использовал их идеи, в частности взгляды Ф. Фенелона на воспитание девиц. Ш. Ролллен настоятельно подчеркивал, что значение роли матери при реализации данной задачи нельзя недооценивать.. "Первым учителем катехизиса должен быть отец семейства, но матери не могут извинять себя ссылкой на свои великие занятия; у них много досуга". Забота о воспитании детей до указанного нами возраста (6 лет) лежит главным образом на них и составляет часть той маленькой домашней державы, которую Провидение назначило специально им2.
Говоря о содержании образования, Ш. Роллен подчеркивал, что в возрасте от 3 до 6 лет оно практически идентично как для девочки. так и для мальчика. Основной задачей гувернантки (а не матери?) является обучение детей чтению.
Следующим этапом обучения становится обучение письму с одновременным изучением "Исторического катехизиса" аббата Флери. Для тренировки и развития памяти рекомендовалось заучивать басни Лафонтена, посвящать некоторое время изучению географии. Переходить к изучению французской грамматики разрешалось только тогда, когда дети будут к этому подготовлены. Изучение латинского языка можно начинать после 6 лет.
Вслед за Ф. Фенелоном Ш. Роллен утверждал, что воспитание и образование девочек 2находится в всеобщем пренебрежении". В отношении образования мальчиков совершаются ошибки, но они, а также время, отводимое для занятий, выбор учителей, расходы на образование, свидетельствуют о том, что воспитание мальчиков признается необходимым для общества. В отношении девочек, как считал Ш. Роллен, совершается грубая ошибка, крайне предосудительная для государства - под предлогом, что ученые девицы не требуются в обществе. что тяга к знаниям делает их тщеславными и жеманными их "не стараются наставлять, - как будто невежество есть удел их пола". При установлении правил хорошего воспитания, утверждал он. учителям и учительницам следует помнить о том. что результаты их совместного труда останутся с воспитанницами навсегда и будут оказывать влияние на судьбу девочек на протяжении всей последующей жизни.
Продолжение следует