Это я читаю книгу Педагогические идеи Великой Французской революции.
Мишель Лепелетье
План национального воспитания.
Представлен Конвенту Максимилианом Робеспьером от имени Комиссии по народному образованию
Отрывки.
читать дальше..я прошу, чтобы вы издали декрет. по которому всем детям в возрасте от 5 до 12 лет (для мальчиков) и от 5 до 11 (для девочек), без всякого различия и без всякого исключения, предоставляется общественное воспитание на средства республики, так что все они , находясь под святым покровом равенства, получают одинаковую одежду. пищу, образование и уход.
Способ, согласно которому я предложу вам распределить расходы по содержанию этих учреждений, возлагает всю тяжесть расходов на состоятельный класс...
12 лет - это возраст, пригодный для изучения различных ремесел, это - возраст, в котором ребенок уже обладает силой и может приучаться к земледельческим работам. Это - также и возраст, когда ум, уже сформированный, может плодотворно изучать изящные искусства, литературу и науки.......
В городе для каждого участка, в сельских местностях для каждого кантона будет достаточно одного дома для учебного заведения.. каждое вместит от 400 до 600 учеников..
Вам будет легко разместить эти школы в зданиях, принадлежащих нации: в церквах, домах эмигрантов и других собственностях республики.
Я хотел бы также, чтобы вследствие ограниченности этого источника старые цитадели феодализма были предоставлены для школ. Со всех сторон восстают против существования этих замков, этих башен, напоминающих о ненавистном гнете. Вместо их уничтожения употребим же с пользой эти старинные здания.
По подсчетам, сделанным теперь мной, мне представляется , что было бы достаточно одного учителя на 50 детей
Сначала могло бы показаться, что это слишком большая тяжесть для одного лица, но я полагал, что было бы легко распределить детей так, чтобы более старшие, десяти и одиннадцати лет, например, оказывали помощь учителю в его обязанностях.
Наши первые заботы будут относиться к физическому воспитанию. увеличить силы детей, благоприятствовать их росту, развивать в них силу, ловкость, самодеятельность, закалять их в отношении усталости. перемены погоды, временного лишения необходимых в жизни вещей, - вот цель, к которой мы должны стремиться..
При наличности постоянного, деятельного наблюдения каждый час будет точно отведен для сна, для еды, работы, упражнений и отдыха... будут указаны последовательные упражнения, физические работы, гимнастические упражнения...
Я требую, чтобы дети вообще лишенные всякого рода излишеств, были ограничены самым необходимым в обычных потребностях жизни. Они буду спать на твердой постели; их пища будет здоровая, но простая, их одежда будет удобная, но грубая.
надлежит сделать так, чтобы привычки, приобретенные в детстве, не заставляли людей страдать при переходе из учебного заведения в то или иное положение в жизни. Ребенок, возвращающийся из общественного учебного заведения в бедную семью, вновь найдет в своей семье ту же обстановку, что и в школе..., что касается богатого ребенка, то другой образ жизни , более изнеживающий, ожидает его, но к этой жизни приучаются быстро. При этом даже в жизни богатого могут встретиться такие обстоятельства, при которых он благословит суровую строгость и спасительную жестокость воспитания первых лет ...
Общественное учебное заведение должно дать своим ученикам... привычку к труду.
Я не говорю здесь о том или другом специальном ремесле, но я требую воспитания мужества в начинании трудной работы, энергии в ее исполнении, твердости в ее проведении, упорства в доведении ее до конца...
Создайте таких людей, республика, состоящая из этих твердых элементов, удвоит свою производительность в промышленности и земледелии.
Создайте таких людей, и вы увидите исчезновение преступлений.
Создайте таких людей, и отвратительный вид нищеты не омрачит вашего взора