A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Но будучи агностиком по существу, Вольтер считает необходимым проповедовать веру в бога. Все его философские сочинения являются апологией деизма. Деизм, или теизм, по терминологии Вольтера - древноейшая из религий, которая безраздельно господствовала в мире около двух тысяч лет, пока евреи не получили своих скрижалей завета и не стали считать себя избранным народом.
Все религии относятся к теизму, как мутные и загрязненные каналы к чистому первоисточнику, из которого они берут начало. Мы боготворим с самого сотворения мира единственное вечное божкество, воздающее за добрые и злые дела - таков символ веры теиста.
Все религии, кроме теизма, проникнуты суеверием и фанатизмом. С древнейших времен мы видим повсюду культ солнца, звезд, камней, животных и растений, господство колдовства и магии, кровавые жертвоприношения, костры инквизиции, пытки , крестовые походы, Варфоломеевские ночи. Всюду людей приносят в жертву мнимым богам. и только одни теисты не запятнали себя преступлением. сам Иисус был одним из первых теистов:hmm:. Это был еврейский теист, как Сократ был теистом греческим, а Конфуций - китайским. Но учение Христа было искажено, и христианство далеко превосходит своим фанатизмом все прочиии религии.
Теизм не требует ни культа, ни духовенства, ни религиозных церемоний. "Делать добро - вот его культ; смирение пред богом - вот его доктрина". Теизм - не сколько религия, сколько философская система. Вот почему теистами являются только философы, просвещенные люди. Теизм - настоящее торжество разума. Он не распространен "в простонародье", которое неспособно философски мыслить.
Итак, "естественная религия" деизма, основанная на разуме и природе, предназначается только для философов, т. е. для "порядочных людей". Что касается непросвещенной черни, ей необходима вера в личного бога, вознаграждающего и карающего.
Вера в бога, вознаграждающего за добрые дела, карающего за злые, прощающего за легкие прегрешения, в высшей степени полезна людям. Это - единственная узда для порока.
Насколько был убежден был Вольтер в необходимости такой узды, - видно из рассказа его современника Малле дю-Пана. В своих мемуарах последний рассказывает следующий случай. "Однажды за ужином Вольтер дал хороший урок Даламберу и Кондорсе. Он выслал из команты всех своих слуг, а затем обратился к обоим академикам со словами: "Теперь, господа, можете продолжать свои безбожные речи. Но я предпочитаю, чтобы мои слуги вас не слушали, ибо вовсе не желаю быть зарезанным и ограбленным сегодня же ночью.

@темы: Вольтер