A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Еще о Вольтере и вере в бога.
Разве для человека нет другой узды. кроме райских наград и адских мук. Конечно. есть. Во-первых, в человеке, живущем в обществе, развивается социальный инстинкт. который мешает ему делать то, что вредно всему обществу. Во-вторых, его удерживает от преступлений боязнь наказания со стороны общества и государства. "Он знает, что безусловно будет наказан либо мерами. мудро придуманными людьми против врагов общества, либо боязнью кары. которая сама по себе представляет пытку. Кроме того он будет бояться общественного осуждения... Таким образом каждый разумный человек поймет. что в его собственных интересах следует быть честным... Люди. которые нуждаются в поддержке религии. чтобы быть честными - жалкие люди. Это настоящие чудовища". С другой стороны. философы. прослывшие неверующими и вольнодумцами, были всегда самыми нравственными людьми. Как пример он приводит великих людей древности и новейших философов - Спинозу, Бейля, Локка, которых называет образцами строжайшей добродетели.
Итак. философы. как Вольтер. люди высокой культуры, не нуждаются в райских наградах и угрозах адскими муками, чтобы быть добродетельными. Награждающий и карающий бог нужен только черни (ээ.. и вся "чернь" - настоящие чудовища?)
Разве для человека нет другой узды. кроме райских наград и адских мук. Конечно. есть. Во-первых, в человеке, живущем в обществе, развивается социальный инстинкт. который мешает ему делать то, что вредно всему обществу. Во-вторых, его удерживает от преступлений боязнь наказания со стороны общества и государства. "Он знает, что безусловно будет наказан либо мерами. мудро придуманными людьми против врагов общества, либо боязнью кары. которая сама по себе представляет пытку. Кроме того он будет бояться общественного осуждения... Таким образом каждый разумный человек поймет. что в его собственных интересах следует быть честным... Люди. которые нуждаются в поддержке религии. чтобы быть честными - жалкие люди. Это настоящие чудовища". С другой стороны. философы. прослывшие неверующими и вольнодумцами, были всегда самыми нравственными людьми. Как пример он приводит великих людей древности и новейших философов - Спинозу, Бейля, Локка, которых называет образцами строжайшей добродетели.
Итак. философы. как Вольтер. люди высокой культуры, не нуждаются в райских наградах и угрозах адскими муками, чтобы быть добродетельными. Награждающий и карающий бог нужен только черни (ээ.. и вся "чернь" - настоящие чудовища?)