A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Им (Общественным договором") восхищались Лафайет, Мирабо, Дантон, Марат. Сен-Жюст, Робеспьер. Уже в 80-е годы Марат вслух читал "Общественный договор " публике под аплодисменты присутствующих.
В революционное время Руссо был создан настоящий культ -начиная с небольших праздников, когда прямо на улицах разыгрывались сцены из "Новой Элоизы" и "Эмиля", и кончая политическим признанием, когда почести. воздаваемые Руссо, превращались в национальный праздник.
Так было, например, когда в 1791 г.в городе Монморанси открыли памятник Руссо и жители городка в пышной процессии с хоровым пением несли его бюст вместе с "камнем Бастилии". Так было, когда в 793 году в Женеве на доме в котором родился Руссо, установили мемориальную доску и граждане. предводительствуемые Богиней Свободы, организовали праздничное шествие. Так было, когда во время заседаний Конвента исполнялась музыка из оперы Руссо "Деревенский колдун"; так было, наконец, тогда, когда перенесение праха Руссо в парижский Пантеон стало апофеозом любви к нему народа и власти. Ему посвящали свои речи депутаты, в его честь осуществлялись театральные постановки, маскарады и даже религиозные обряды. В зале заседаний Конвента уже в 1790 г (э.. какой к черту Конвент в 1790 году?!).был установлен бюст Руссо (напротив бюстов Франклина и Вашингтона); в своей речи депутат д Эмери тогда же назвал Руссо предшественником Великой революции, воспитавшим людей для свободы...
Через всю жизнь пронес Робеспьер чувство благоговейного уважения к Учителю, которого противопоставлял всем другим просветителям и особенно Вольтеру: на словах порицая деспотизм, все они, по словам Робеспьера, зависели от тиранов, принимали их подачки и проповедовали эгоизм и материализм, свойственные лишь деспотам и острякам. Руссо же прославлял истинные добродетели, в том числе и грячо поклонялся Божеству