A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Продолжаем цитировать книгу Готовцевой и Киянской о Рылееве.
Развлечений у малолетних кадет практически не было - за исключением укрытой в шапке каши, гуляний в саду и редких приездов высочайших особ. читать дальше"Император Павел Петрович, - вспоминал Булгарин, - несколько раз посещал корпус и был чрезвычайно ласков с кадетами, особенно с малолетними. позволяя им многие вольности в своем присутствии. "Чем ты хочешь быть? " -спросил государь одного кадета в малолетнем отделении. "Гусаром!" - ответил кадет. "Хорошо, будешь! А ты чем (почему не кем?) хочешь быть?"- промолвил государь , обращаясь к другому малолетнему кадету. "Государем!" - отвечал кадет, смотря смело ему в глаза. "Не советую, брат, сказал государь смеясь, - тяжкое ремесло! Ступай лучше в гусары!" " Нет, я хочу быть государем". - повторил кадет. "Зачем?"-спросил государь. "Чтобы привезти в Петербург папеньку и маменьку". "А где же твой папенька?" "Он служит майором (Не помню в каком) гарнизоне!" "Это мы и без того сделаем, - сказал государь ласково, потрепав по щеке кадета, и велел бывшему с ним генерал-адъютанту записать фамилию и место служения отца кадета. Через месяц отец кадета явился в корпус к сыну и от него узнал о причине милости государя, который перевел его в сенатский полк и велел выдать несколько тысяч рублей на подъём и обмундировку"....
Из малолетнего во взрослое отделение кадет переводили в возрасте 11-12 лет, предварительно проэкзаменовав их. Согласно введенному Павлом Первым правилу взрослые кадеты... распределялись по пяти ротам: гренадерской, трем мушкетерским и резервной - и назывались "ротными" кадетами. Каждая рота делилась на два отделения. Ротами командовали штаб-офицеры (майоры, подполковники и полковники), отделениями -обер-офицеры (от подпоручика до капитана). Время учебы во взрослом отделении составляло в среднем 6 лет; "среднестатистический" кадет оканчивал корпус в 16-18 лет. Правда, если воспитанник корпуса показывал исключительные успехи в учебе, он мог быть выпущен и раньше...
Точно неизвестно, в каком году Рылеев был переведен во взрослое отделение, скорее всего это произошло не ранее 1807-1808 годов. Одно можно сказать твердо: ему не повезло в том смысле, что его подростковый и юношеский возраст пришелся на тяжелое для корпуса время. Самые лучшие преподаватели. которым воспитанники при отсутствии четкой системы обучения были обязаны хоть какими-то знаниями, вскоре покинули учебное заведение. Очевидно. причиной массового ухода учителей было маленькое жалование.
Так, например, в 1810 г. из корпуса ушел знаменитый академик Карл Герман, преподававший статистику в выпускном классе.. Рылеев, переведенный во взрослое отделение корпуса примерно за год до ухода знаменитого преподавателя, просто не успел побывать его учеником.
Размышляя впоследствии о трагической судьбе Рылеева, Николай Греч утверждал: либерального "вздора" Рылеев "набрался" из книги "Сокращенная библиотека". составленной для чтения кадет учителем корпуса, даровитым, но пьяным Железниковым. который помешал в ней целиком разные республиканские рассказы. описания, речи, из тогдашних журналов". С Гречем яростно спорил Кропотов: "Напечатанная в корпусной типографии безобразным шрифтом и на серой бумаге. она со дня своего появления в свет находилась в каком-то пренебрежении, никто и не брал ее в руки, а если иногда и приводили из нее цитаты, то разве для потехи..."
Об авторе, майоре Петре Железникове, преподававшем в корпусе русский язык и словесность. оставил воспоминания и Фаддей Булгарин. "Русский язык, а в первых трех классах и литературу преподавал Петр Семенович Железников... Железников знал русский язык основательно, и притом был весьма силен в языках французском, немецком и итальянском. Еще будучи кадетом, он перевел Фенелонова "Телемака". Перевод поднесен был императрице Екатерине , которая щедро наградила переводчика. приказала напечатать книгу на казенный счет, в пользу автора и ввести как классную книгу во все учебные заведения"..
О "Сокращённой библиотеке" Булгарин пишет, что она составила "нравственный переворот в корпусе: "Железников извлек. так сказать, эссенцию из древней и новой философии, с применением к обязанностям гражданина и воина, выбрал самые плодовитые зерна для посева их в уме и сердце юношества. Различные отрывки в этой книге заставляли нас размышлять, изощрять собственный разум и искать в полных сочинениях продолжение и окончание предложений, понравившихся нам в отрывках".
Впрочем, все рассуждения о том, был ли Железников "пьяным" республиканцем, составителем никому не нужной книжки или лучшим корпусным преподавателем, чья хрестоматия способна была разбудить умы воспитанников, имеют к Рылееву весьма опосредованное отношение. Железников прекратил преподавательскую деятельность в 1807 г., когда Рылеев либо еще учился в малолетнем отделении, либо только что перешел во взрослое. Единственное, чему мог учить его Железников, - чистописание. (но книжка-то. книжка-то осталась!). очевидно, что никакого влияния на формирование либеральных взглядов будущего лидера заговора учитель иметь не мог.
Кроме того, по справедливому замечанию Булгарина, в корпусе была прекрасная библиотека, собранная еще в XVIII веке и постоянно пополнявшаяся. "Библиотека корпуса открывается четыре раза в неделю, и каждый кадет, который предъявит подписанную начальником своей роты записку, получает для чтения книгу", -гласил путеводитель Шредера 1820 г. Тому, кто хотел читать книги, не было никакой нужды ограничивать себя хрестоматией.
Развлечений у малолетних кадет практически не было - за исключением укрытой в шапке каши, гуляний в саду и редких приездов высочайших особ. читать дальше"Император Павел Петрович, - вспоминал Булгарин, - несколько раз посещал корпус и был чрезвычайно ласков с кадетами, особенно с малолетними. позволяя им многие вольности в своем присутствии. "Чем ты хочешь быть? " -спросил государь одного кадета в малолетнем отделении. "Гусаром!" - ответил кадет. "Хорошо, будешь! А ты чем (почему не кем?) хочешь быть?"- промолвил государь , обращаясь к другому малолетнему кадету. "Государем!" - отвечал кадет, смотря смело ему в глаза. "Не советую, брат, сказал государь смеясь, - тяжкое ремесло! Ступай лучше в гусары!" " Нет, я хочу быть государем". - повторил кадет. "Зачем?"-спросил государь. "Чтобы привезти в Петербург папеньку и маменьку". "А где же твой папенька?" "Он служит майором (Не помню в каком) гарнизоне!" "Это мы и без того сделаем, - сказал государь ласково, потрепав по щеке кадета, и велел бывшему с ним генерал-адъютанту записать фамилию и место служения отца кадета. Через месяц отец кадета явился в корпус к сыну и от него узнал о причине милости государя, который перевел его в сенатский полк и велел выдать несколько тысяч рублей на подъём и обмундировку"....
Из малолетнего во взрослое отделение кадет переводили в возрасте 11-12 лет, предварительно проэкзаменовав их. Согласно введенному Павлом Первым правилу взрослые кадеты... распределялись по пяти ротам: гренадерской, трем мушкетерским и резервной - и назывались "ротными" кадетами. Каждая рота делилась на два отделения. Ротами командовали штаб-офицеры (майоры, подполковники и полковники), отделениями -обер-офицеры (от подпоручика до капитана). Время учебы во взрослом отделении составляло в среднем 6 лет; "среднестатистический" кадет оканчивал корпус в 16-18 лет. Правда, если воспитанник корпуса показывал исключительные успехи в учебе, он мог быть выпущен и раньше...
Точно неизвестно, в каком году Рылеев был переведен во взрослое отделение, скорее всего это произошло не ранее 1807-1808 годов. Одно можно сказать твердо: ему не повезло в том смысле, что его подростковый и юношеский возраст пришелся на тяжелое для корпуса время. Самые лучшие преподаватели. которым воспитанники при отсутствии четкой системы обучения были обязаны хоть какими-то знаниями, вскоре покинули учебное заведение. Очевидно. причиной массового ухода учителей было маленькое жалование.
Так, например, в 1810 г. из корпуса ушел знаменитый академик Карл Герман, преподававший статистику в выпускном классе.. Рылеев, переведенный во взрослое отделение корпуса примерно за год до ухода знаменитого преподавателя, просто не успел побывать его учеником.
Размышляя впоследствии о трагической судьбе Рылеева, Николай Греч утверждал: либерального "вздора" Рылеев "набрался" из книги "Сокращенная библиотека". составленной для чтения кадет учителем корпуса, даровитым, но пьяным Железниковым. который помешал в ней целиком разные республиканские рассказы. описания, речи, из тогдашних журналов". С Гречем яростно спорил Кропотов: "Напечатанная в корпусной типографии безобразным шрифтом и на серой бумаге. она со дня своего появления в свет находилась в каком-то пренебрежении, никто и не брал ее в руки, а если иногда и приводили из нее цитаты, то разве для потехи..."
Об авторе, майоре Петре Железникове, преподававшем в корпусе русский язык и словесность. оставил воспоминания и Фаддей Булгарин. "Русский язык, а в первых трех классах и литературу преподавал Петр Семенович Железников... Железников знал русский язык основательно, и притом был весьма силен в языках французском, немецком и итальянском. Еще будучи кадетом, он перевел Фенелонова "Телемака". Перевод поднесен был императрице Екатерине , которая щедро наградила переводчика. приказала напечатать книгу на казенный счет, в пользу автора и ввести как классную книгу во все учебные заведения"..
О "Сокращённой библиотеке" Булгарин пишет, что она составила "нравственный переворот в корпусе: "Железников извлек. так сказать, эссенцию из древней и новой философии, с применением к обязанностям гражданина и воина, выбрал самые плодовитые зерна для посева их в уме и сердце юношества. Различные отрывки в этой книге заставляли нас размышлять, изощрять собственный разум и искать в полных сочинениях продолжение и окончание предложений, понравившихся нам в отрывках".
Впрочем, все рассуждения о том, был ли Железников "пьяным" республиканцем, составителем никому не нужной книжки или лучшим корпусным преподавателем, чья хрестоматия способна была разбудить умы воспитанников, имеют к Рылееву весьма опосредованное отношение. Железников прекратил преподавательскую деятельность в 1807 г., когда Рылеев либо еще учился в малолетнем отделении, либо только что перешел во взрослое. Единственное, чему мог учить его Железников, - чистописание. (но книжка-то. книжка-то осталась!). очевидно, что никакого влияния на формирование либеральных взглядов будущего лидера заговора учитель иметь не мог.
Кроме того, по справедливому замечанию Булгарина, в корпусе была прекрасная библиотека, собранная еще в XVIII веке и постоянно пополнявшаяся. "Библиотека корпуса открывается четыре раза в неделю, и каждый кадет, который предъявит подписанную начальником своей роты записку, получает для чтения книгу", -гласил путеводитель Шредера 1820 г. Тому, кто хотел читать книги, не было никакой нужды ограничивать себя хрестоматией.
@темы: декабристы, Рылеев