A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
О Вяземском и Вольтере.
Но наиболее полное поэтическое выражение взгляд молодого Вяземского на Вольтера получил в стихотворении "Библиотека" ( 1817), где он фигурировал в окружении других ( и столь на него непохожих!) излюбленных писателей Вяземского - Вергилия, Горация, Марциала, Андрей Шенье, Руссо, Ж. де Сталь, Шиллера. Восхищаясь этим "Протеем- писателем", иными словами - всей многообразной деятельностью фернейского мудреца в целом, Вяземский преимущественно говорил все же о Вольтерьянстве - передовом мыслителей и мужественном борце за справедливость, что ( в отличие от вольтеровской поэзии) обычно замалчивалось тогда или осуждалось. Боевой дух вольтеровского творчества - вот что привлекало Вяземского в первую очередь. Ради этого он готов был простить Вольтеру и " покорность страстям" и неумение беречь свое перо " сраженья острый меч" - лишь "для битвы праведной', и, наконец, " упорный фанатизм" этого заклятого " врага фанатизма":
Другим оставят труд костер твой воздвигать,
Покаюсь: я люблю с тобою рассуждать
Вослед тебе идти от важных истин к шуткам
И смело пламенеть враждою к предрассудкам.
Как смертный ты блуждал, как гений ты парил
И в области ума светилом новым был.
Впрочем, равнодушно взирать на то, как воздвигают этот костер хулители и противники Вольтера, Вяземский не мог. "Вольтер воевал во Франции, в земле католической, где духовные зарезали Генриха IV и готовились зарезать просвещение; может быть, увлечен он был за край; но пламень души, как и другой пламень, не может быть обуздан. Жалея о том, что он опалил соседние дома, поблагодарим его за то, что он выжег дом, где царствовала чума", - убеждал Вяземский Воейкова в письме от 2 ноября 1818 г.
Но наиболее полное поэтическое выражение взгляд молодого Вяземского на Вольтера получил в стихотворении "Библиотека" ( 1817), где он фигурировал в окружении других ( и столь на него непохожих!) излюбленных писателей Вяземского - Вергилия, Горация, Марциала, Андрей Шенье, Руссо, Ж. де Сталь, Шиллера. Восхищаясь этим "Протеем- писателем", иными словами - всей многообразной деятельностью фернейского мудреца в целом, Вяземский преимущественно говорил все же о Вольтерьянстве - передовом мыслителей и мужественном борце за справедливость, что ( в отличие от вольтеровской поэзии) обычно замалчивалось тогда или осуждалось. Боевой дух вольтеровского творчества - вот что привлекало Вяземского в первую очередь. Ради этого он готов был простить Вольтеру и " покорность страстям" и неумение беречь свое перо " сраженья острый меч" - лишь "для битвы праведной', и, наконец, " упорный фанатизм" этого заклятого " врага фанатизма":
Другим оставят труд костер твой воздвигать,
Покаюсь: я люблю с тобою рассуждать
Вослед тебе идти от важных истин к шуткам
И смело пламенеть враждою к предрассудкам.
Как смертный ты блуждал, как гений ты парил
И в области ума светилом новым был.
Впрочем, равнодушно взирать на то, как воздвигают этот костер хулители и противники Вольтера, Вяземский не мог. "Вольтер воевал во Франции, в земле католической, где духовные зарезали Генриха IV и готовились зарезать просвещение; может быть, увлечен он был за край; но пламень души, как и другой пламень, не может быть обуздан. Жалея о том, что он опалил соседние дома, поблагодарим его за то, что он выжег дом, где царствовала чума", - убеждал Вяземский Воейкова в письме от 2 ноября 1818 г.