A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Из книги Вольтер и его век.
Руссо никогда не мог забыть того, что без Вольтера он остался бы недорослем. Только Вольтер открыл ему глаза на мир. Заставил задуматься о себе, о людях, об окружающих, о вселенной.... В Шамбери, живя у госпожи де Варанс в сомнительной роли слуги, двадцатилетний Руссо врервы почитал Вольтера. Это были Философские письма... Потом Руссо уже не мог пропустить ни одной строки, исходящей из- под пера Вольтера. "Ничто из того, что писал Вольтер не ускользало от нас. Удовольствие котоое я испытывал от чтения внушило мне желание писать так же изящно, стараться подражать прекрасному слогу автора, которого я обожал. "
И это обожание осталось навсегда и тем больнее воспринимались малейшие знаки невнимания, пренебрежения или недоброжелательства Вольтера, какие впечатлительный Руссо видел даже там, где их подчас не было...
Но вот на всю Европу прогремело имя человека, который осмелился с покоряющим красноречием разоблачить мнимые дары цивилизации. Это было имя Жан-Жака Руссо, написавшего первый свой трактат"Рассуждения о науках и искусствах ".
Сколько страсти, сколько желчи было в этом первом сочинении Руссо! Здесь предавались проклятию цивилизация, культура, труды гения и даже мысль человеческая.
Все это, по мнению автора, - развращало человека, ибо служило на потребу богачей, и, как идеал моральной красоты и в противовес культуре и цивилизации, автор прославлял первобытную дикость человека. Тогда было счастье, тогда была радость бытия, тогда человек был красивым добр.
Руссо послал свою первую книгу самому дорогому для него человеку - Вольтеру. Вольтер ответил разумно, но обидно: " Ваша книга учит ползать на четвереньках, между тем за шестьдесят лет я уже отучился от этого способа передвижения"
В неприязни Руссо к Вольтеру была в сущности одна причина. Он, убежденный плебей, с гордостью носившийтзнамя бедности, печальник всех бедняков мира, не мог примириться с тем, что Вольтер в быту подражал вельможам, что был богат, что держал целый штат слуг. Он не мог простить ему ни одной слабости и главную из них - подобострастие перед королями, которых сам он презирал.
В сущности расхождения между Руссо и Вольтером имели глубоко социальные истоки. За плечами Руссо стояла многомиллионная обездоленная масса бедняков, которые требовали радикальных изменений в общественной системе. Вольтер же представлял буржуазию и, пожалуй, даже крупную буржуазию, готовую сохранить существующий порядок вещей, но без сословных привилегий. Деление общества на дворян ( привилегированных по праву рождения ( и простолюдинов - порочно, безнравственно. Деление же общества на богатых и бедных неизбежно. Вот его мысль.
Люди не могут на нашей несчастной планете, живя в обществе, не делиться на два класса - богатых, которые командуют, и бедных, которые служат.. Равенство, следовательно, одновременно и вещь самая естественная и самая зимерическая
Руссо никогда не мог забыть того, что без Вольтера он остался бы недорослем. Только Вольтер открыл ему глаза на мир. Заставил задуматься о себе, о людях, об окружающих, о вселенной.... В Шамбери, живя у госпожи де Варанс в сомнительной роли слуги, двадцатилетний Руссо врервы почитал Вольтера. Это были Философские письма... Потом Руссо уже не мог пропустить ни одной строки, исходящей из- под пера Вольтера. "Ничто из того, что писал Вольтер не ускользало от нас. Удовольствие котоое я испытывал от чтения внушило мне желание писать так же изящно, стараться подражать прекрасному слогу автора, которого я обожал. "
И это обожание осталось навсегда и тем больнее воспринимались малейшие знаки невнимания, пренебрежения или недоброжелательства Вольтера, какие впечатлительный Руссо видел даже там, где их подчас не было...
Но вот на всю Европу прогремело имя человека, который осмелился с покоряющим красноречием разоблачить мнимые дары цивилизации. Это было имя Жан-Жака Руссо, написавшего первый свой трактат"Рассуждения о науках и искусствах ".
Сколько страсти, сколько желчи было в этом первом сочинении Руссо! Здесь предавались проклятию цивилизация, культура, труды гения и даже мысль человеческая.
Все это, по мнению автора, - развращало человека, ибо служило на потребу богачей, и, как идеал моральной красоты и в противовес культуре и цивилизации, автор прославлял первобытную дикость человека. Тогда было счастье, тогда была радость бытия, тогда человек был красивым добр.
Руссо послал свою первую книгу самому дорогому для него человеку - Вольтеру. Вольтер ответил разумно, но обидно: " Ваша книга учит ползать на четвереньках, между тем за шестьдесят лет я уже отучился от этого способа передвижения"
В неприязни Руссо к Вольтеру была в сущности одна причина. Он, убежденный плебей, с гордостью носившийтзнамя бедности, печальник всех бедняков мира, не мог примириться с тем, что Вольтер в быту подражал вельможам, что был богат, что держал целый штат слуг. Он не мог простить ему ни одной слабости и главную из них - подобострастие перед королями, которых сам он презирал.
В сущности расхождения между Руссо и Вольтером имели глубоко социальные истоки. За плечами Руссо стояла многомиллионная обездоленная масса бедняков, которые требовали радикальных изменений в общественной системе. Вольтер же представлял буржуазию и, пожалуй, даже крупную буржуазию, готовую сохранить существующий порядок вещей, но без сословных привилегий. Деление общества на дворян ( привилегированных по праву рождения ( и простолюдинов - порочно, безнравственно. Деление же общества на богатых и бедных неизбежно. Вот его мысль.
Люди не могут на нашей несчастной планете, живя в обществе, не делиться на два класса - богатых, которые командуют, и бедных, которые служат.. Равенство, следовательно, одновременно и вещь самая естественная и самая зимерическая