A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Дидро о кадетском корпусе.
Это учебное заведение показалось Дидро не столь совершенным как Смольный институт благородных девиц. Наибольшее впечатление на философа произвело физическое воспитание юношей ( именно о нем он вспоминал, критикуя Гельвеция).
Мне также говорили, что мальчики смело поднимаются по привесеым канатам, перескакивают через раы невероятной ширины, прыгают, балансируют на краю крыши, прыгают оттуда в пруд, переплывают его, зимой они снежные горы, катаются на коньках по пруду, одеваясь легко даже в самые сильные морозы. Это чудесно.
Такое спартанское воспитание Дидро противопоставляет заботам о внешнем доске и хороших манерах, в результате которых выходят "пошлые маленькие манекены", изнеженные барсуки. Еще энциклопедист " с удовольствием узна, что преподавание Закона Божьего не занимает более одного часа в неделю. Однако этими отзывами собственно ти ограничиваются похвалы Дидро в адрес корпуса. Дидро гораздо больше внимания уделяет недостаткам Кадетского корпуса и возможным способам их устранения. Философу не понравилось беспорядочное расположение зданий корпуса. Он отметил, что несмотря на большое число гувернанток и гувернеров- иностранцев " успехи во французском языке мало заметны". Да и в целом " успевают они в науках медленно ". Для исправления положения Дидро предлагал сделать образование в корпусе более простым и естественным: не перегружать головы воспитанников знаниями, которые они еще не способны усвоить - из географии, истории, русских летописей, истории искусства и некоторых разделов математики; передать дело воспитания благородных юношей в руки специально подготовленных учителей и учительниц из числа русских. ( Здесь звучит излюбленная мысль Дидро о том, что просвещение должно строится на собственной основе, а не путем заимствования готовых специалистов). Наконец, Лидро предлагал развивать в воспитанниках дух соревнования, заинтересовывать их в хорошей учёбе, публично поощрять лучших учеников и учителей. Поразительно, как прозорливо Дидро сумел разглядеть слабые стороны обучения в кадетском корпусе, которые во всей полноте проявятся позже и будут отмечены современниками и историками. Суровое военное воспитание , высоко оцененное философом, не найдет дальнейшего развития. Вопреки его советам возобладает гуманитарно- салонное направление, нацеленное на воспитание светского человека. Знание французского языка и широкое гуманитарное образование станут отличительными чертами выпускников Корпуса. О них русский посол в Англии С. Р. Воронцов выразился так:
Офицеры, которые выходили из нашего старого Кадетского корпуса, были хорошими военными и только: но те, которые были воспитаны господином Бецким, хорошо разыгрывали комедии, писали стихи, знали все, кроме того, что полагается знать офицерам
Это учебное заведение показалось Дидро не столь совершенным как Смольный институт благородных девиц. Наибольшее впечатление на философа произвело физическое воспитание юношей ( именно о нем он вспоминал, критикуя Гельвеция).
Мне также говорили, что мальчики смело поднимаются по привесеым канатам, перескакивают через раы невероятной ширины, прыгают, балансируют на краю крыши, прыгают оттуда в пруд, переплывают его, зимой они снежные горы, катаются на коньках по пруду, одеваясь легко даже в самые сильные морозы. Это чудесно.
Такое спартанское воспитание Дидро противопоставляет заботам о внешнем доске и хороших манерах, в результате которых выходят "пошлые маленькие манекены", изнеженные барсуки. Еще энциклопедист " с удовольствием узна, что преподавание Закона Божьего не занимает более одного часа в неделю. Однако этими отзывами собственно ти ограничиваются похвалы Дидро в адрес корпуса. Дидро гораздо больше внимания уделяет недостаткам Кадетского корпуса и возможным способам их устранения. Философу не понравилось беспорядочное расположение зданий корпуса. Он отметил, что несмотря на большое число гувернанток и гувернеров- иностранцев " успехи во французском языке мало заметны". Да и в целом " успевают они в науках медленно ". Для исправления положения Дидро предлагал сделать образование в корпусе более простым и естественным: не перегружать головы воспитанников знаниями, которые они еще не способны усвоить - из географии, истории, русских летописей, истории искусства и некоторых разделов математики; передать дело воспитания благородных юношей в руки специально подготовленных учителей и учительниц из числа русских. ( Здесь звучит излюбленная мысль Дидро о том, что просвещение должно строится на собственной основе, а не путем заимствования готовых специалистов). Наконец, Лидро предлагал развивать в воспитанниках дух соревнования, заинтересовывать их в хорошей учёбе, публично поощрять лучших учеников и учителей. Поразительно, как прозорливо Дидро сумел разглядеть слабые стороны обучения в кадетском корпусе, которые во всей полноте проявятся позже и будут отмечены современниками и историками. Суровое военное воспитание , высоко оцененное философом, не найдет дальнейшего развития. Вопреки его советам возобладает гуманитарно- салонное направление, нацеленное на воспитание светского человека. Знание французского языка и широкое гуманитарное образование станут отличительными чертами выпускников Корпуса. О них русский посол в Англии С. Р. Воронцов выразился так:
Офицеры, которые выходили из нашего старого Кадетского корпуса, были хорошими военными и только: но те, которые были воспитаны господином Бецким, хорошо разыгрывали комедии, писали стихи, знали все, кроме того, что полагается знать офицерам