A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Дидро Екатерине.
О школах общественных. Ваше величество основали две школы, в которых будут подготовляться подданные редкого достоинства. Но ведь с эти школы нельзя поместить всех детей; между тем, среди непомешенных и остающихся без всякого образования, увековечивающих невежество и суеверие, наверное, найдется много таких, которым природа предназначила великую роль.
Ваше величество, будучи нежной матерью для одних, не захотите стать мачехой для других.
Ваш проект состоит в том, чтобы оценить все добро и дать исход гению, в какое бы положение природа его не поставила.
Во всех странах, люди, отличающиеся в науках и художествах были низкого происхождения и по очень простой причине: низы народа дают тысячу человек на одного из верхов. Люди низкого происхождения воспитываются суровее: они дешево стоят бедным родителям и менее испорчены; они не воображают, что можно все знать, ничего не изучая; они трудятся , работают, спешат выйти из темноты так как для них это есть единственное средство приобрести блага жизни, которых им недостает, или утешиться в таком недостатке общим уважением и собственным сознанием принесённой пользы. Такие и на чердаке будут счастливы.
Ч понимаю всю важность предмета, о котором заговорил и готов уже остановиться -до такой степени он превышает мои силы.
Помоему, в каждом городе должна быть открыта школа, а пожалуй и несколько, если обстоятельства потребуют, но только по одному и тому же плану.
А так как воспитание в них даваемое, должно быть направлено к тому, чтобы подготовлять честных и просвещенных граждан и подходить ко всякому сословию, то помещение детей в эти школы должно быть принудительным. Вот преимущества вашей комиссии - склонять умв ко всему, что вам нравится не прибегая к намилию и не вызывая бунтов...
Если управление этими общественными школами будет хорошо поставлено, ваше величество увидите, как мало у вас останется детей, не получивших воспитание.
Но для этого в каждой общей публичной школе должно быть три сорта учеников: пенсионеры, стипендиаты и приходящие.
О пенсионерах. Это будут дети людей состоятельных, но слишком беззаботныхили занятых для того, чтобы лично заниматься воспитанием своих детей; при них совершенно не следует допускать ни собственных учителей, ни собственной прислуги; не давать им отдельных помещений
[/, все должны жить вместе, общей жизнью - пустит приучаются к равенству; панисонер- дворянин и пансионер - разночинец должны подчиняться совершенно одинаковым правилам, так что последний мог отомстить первому , если тот его оскорбит. Ч, конечно, не поощрял бы таких ссор, но не был бы в претензии, если бы они происходили..
Учителя не должны сами накладывать никаких наказаний. Я бы устраивал над виновными товарищеский суд, при чем, я уверен, приговоры были бы и милостивый и нелицеприятный.
Нужно, чтобы плата за пансион была не высока и для всех одинакова; чтобы все расходы производились самим учреждением и ни для кого не допускалось никаких исключений. Может быть, хорошо было бы даже, чтобы титулованные пенсионеры оставляли бы свои титулы за порогом.
О стипедиатах. Это будут дети людей не достаточно богатых для того, чтобы платить за воспитание или содержать своих детей, принятых в школу. Я желал бы лишить родителей всякой власти над детьми на все время пребывания последних в школе. Их надо избавит от всяких издержек и даже не дозволять прибавлять что-либо к издержкам на содержание и воспитание их детей.
Стипендии будут основаны или от щедрот монархии или на патриотические пожертвования вельмож и богатых людей вообще, за которыми я, однако ж не оставил бы права назначать кандидатов, так как тогда все дело скоро свелось бы на протекцию и лицеприятие. Ребенок, заслуживающий стипендию редко получал бы ее.
Так как стипендий не может быть столько, сколько имеется бедных детей, то они должны раздаваться ро конкурсу - новое средство для развития соревнования между родителями и между детьми.
Я заметил, что панионеры и приходящие презирают стипендиатов. Не знаю другого средства для борьбы с таким неудобством, как абсолютное разделение этих категорий учащихся в одном доме или даже в разных.
Ч заметил, что низкая скупость состоятельных родителей заставляет их иногда притворятся бедными и просить стипендию для своих детей. Надо, стало быть, требовать законного свидетельства о бедности.

@темы: энциклопедисты