A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
А вот и я. Перевод будет завтра. А пока о Кондорсе. Главка "Против негритянского рабства".
1781 год стал прежде всего годом борьбы. Пришло время выступить против гнуснейшено позора века - торговли неграми. В принципе Монтескье и Вольтер уже давно осудили это зло, но судя по всему , относясь к нему как котщлу неизбежному. Совсем иные убеждения были у Кондорсе, который уже давно не желал мириться с такой вопиющей несправедливостью. Еще в 1774 году, работая над Заметками о мыслях Паскаля, он разражается резкой критикой рабства. Он не ограничивается простым осуждением "чудовищного варварства", а отвечает колонистам, что коли уже мы не можем есть сахар иначе, как проатч такую цену, то надобно приучить себя обходиться без лакомств, осквернённый кровью наших собратьев. И задаётся вопросом: неужто, если вернуть неграм права человека, то они как рабочие или арендаторы не смогут обрабатывать те же земли, какие обрабатывали рабами.
Эти слова привели плантаторов на островах вснаатоящую ярость. В лучшем случае его принимали за блаженного, в худшем же обвиняли в том, что он задумал разорить колонии. Но в любом случае Кондорсе был философом, а значит, не отвечал за свои слова:lol:. И он невозмутимо стоит на своем, при всяком удобном случае повторяя все те же самые аргументы. В 1777 году он под псевдонимом Отшельник Сенарского леса публикует две статьи в "Журнале де Пари". Он призывает читателей осознать что, если к концу века рабство не будет упразднено, у потомков не найдется ничег, кроме презрения к тем, кто возомнил себя олицетворением Разума и Человечности. Затем он принимается за колонистов и иже с ними, полагающих, будто двадцать два миллиона белых не могут быть счастливы, если за них под ударами плетей будут умирать триста-четыреста тысяч негров.
Вм1781 году он берется, за проблему негров всерьез. Она становится темоймиздания, опубликованного Кондорсе в Швейцарии под ироническим псевдонимом пастора Иоакима Шварца. Книжка открывается "Посвящением негритянским рабам", где Кондорсе, вопреки обычной сдержанности, позволяет увидеть какие страсти движут его пером:
читать дальше

@темы: Кондорсе