A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Артамонов. Вольтер и его век.
Вскоре после возвращения из Англии, Вольтер столкнулся с теми сторонами социальной действительности сословно-монархической Франции,о которых уже и забыл, живя в Англии. Речь идёт о смерти и погребении великой трагической актрисы Франции Андриенны Лекуврер. Она была давней приятельницей поэта. Он часто бывал у нее на улице Маре. Ее слава, ее триумф на сцене были ослепительны и неожиданны. Она дебютировала в 1717 г. Ей было тогда 25 лет. Ее объявили звездой первой величины.
Теперь ей 38. Ей не находят равных. Только сто лет спустя Рашель сможет заменить ее. Артистка таяла на глазах. Ее голос и без того недостаточно сильный - тоскующий, с пленительным тембром и необыкновенным богатством оттенков, голос великой трагической актрисы, - становился все более тихим, и чтобы услышать ее, зрителям Комеди Франсез приходилось затаивать дыхание.
Утром 20 мая 1730 г. Вольтеру сообщили, что госпоже Адриенне Лекуврер очень плохо. Он тотчас же отправился к ней. На его руках она и умерла. Встал вопрос о погребении.
Аббат Ланге, кюре церкви Сен-Сюльпис, запретил хоронить артистку по христианскому обычаю. Архиепископ парижский санкционировал этот запрет. Полицейские власти распорядились, чтобы захоронение было произведено ночью.
Гроб был установлен на дрогах. Было разрешено нанять только двух грузчиков. И - никаких провожатых!Тело артистки было опущено в яму, вырытую где-то около свалки на окраине города ( ныне - это южный конец улицы де Бургоно в Париже). Уличные оборванцы ради нескольких Су помогли набросать на гроб землю.
Так была погребена одна из замечательных женщин Франции.
Пожалуй, ничто ещё ни двукратное пребывание в Бастилии, ни ссылки, ни нападение же Рогана - не производило на Вольтера такого ужаса, как это кощунственное надругательство над останками актрисы. Он мысленно представлял себе свою собственную кончину ( он часто болел и постоянно ждал смерти).
Удивительнее и ужаснее всего было то, что все приняли глумление над памятью Андриенны Лекуврер за должное. Не раздалось ни одного слова протеста. Самые горячие поклонники , самые пылкие панениристы молчали. Замолк подавленный ужасом и Вольтер.
С ним это случалось редко. Но через год, как после оцепенения, он заговорил. Он написал поэму, озаглавив ее : "Смерть мадемуазель Лекуврер". Это были не идеологическиеи ламеетации, не сентиментальная грусть об усопшей, а самое страстное политическое выступление, на которое только был способен этот не знающий покоя темперамент.
Неужели всегда я буду видеть мой народ беспомощным и жалким, не способным защищать то, что любит, отдающим на поругание то, что обожает, видеть французов в вечном плену суеверий+
Церковники подняли вой. Для них поэма Вольтера была равносильна объявлению войны. Вольтер уже был достаточно опытен и потому немедленно удалился из Парижа. Он скрылся в маленькой деревушке в Нормандии недалеко от Руана. Знакомым, что подальше, было сказано об его отъезде в Англию.
Вскоре после возвращения из Англии, Вольтер столкнулся с теми сторонами социальной действительности сословно-монархической Франции,о которых уже и забыл, живя в Англии. Речь идёт о смерти и погребении великой трагической актрисы Франции Андриенны Лекуврер. Она была давней приятельницей поэта. Он часто бывал у нее на улице Маре. Ее слава, ее триумф на сцене были ослепительны и неожиданны. Она дебютировала в 1717 г. Ей было тогда 25 лет. Ее объявили звездой первой величины.
Теперь ей 38. Ей не находят равных. Только сто лет спустя Рашель сможет заменить ее. Артистка таяла на глазах. Ее голос и без того недостаточно сильный - тоскующий, с пленительным тембром и необыкновенным богатством оттенков, голос великой трагической актрисы, - становился все более тихим, и чтобы услышать ее, зрителям Комеди Франсез приходилось затаивать дыхание.
Утром 20 мая 1730 г. Вольтеру сообщили, что госпоже Адриенне Лекуврер очень плохо. Он тотчас же отправился к ней. На его руках она и умерла. Встал вопрос о погребении.
Аббат Ланге, кюре церкви Сен-Сюльпис, запретил хоронить артистку по христианскому обычаю. Архиепископ парижский санкционировал этот запрет. Полицейские власти распорядились, чтобы захоронение было произведено ночью.
Гроб был установлен на дрогах. Было разрешено нанять только двух грузчиков. И - никаких провожатых!Тело артистки было опущено в яму, вырытую где-то около свалки на окраине города ( ныне - это южный конец улицы де Бургоно в Париже). Уличные оборванцы ради нескольких Су помогли набросать на гроб землю.
Так была погребена одна из замечательных женщин Франции.
Пожалуй, ничто ещё ни двукратное пребывание в Бастилии, ни ссылки, ни нападение же Рогана - не производило на Вольтера такого ужаса, как это кощунственное надругательство над останками актрисы. Он мысленно представлял себе свою собственную кончину ( он часто болел и постоянно ждал смерти).
Удивительнее и ужаснее всего было то, что все приняли глумление над памятью Андриенны Лекуврер за должное. Не раздалось ни одного слова протеста. Самые горячие поклонники , самые пылкие панениристы молчали. Замолк подавленный ужасом и Вольтер.
С ним это случалось редко. Но через год, как после оцепенения, он заговорил. Он написал поэму, озаглавив ее : "Смерть мадемуазель Лекуврер". Это были не идеологическиеи ламеетации, не сентиментальная грусть об усопшей, а самое страстное политическое выступление, на которое только был способен этот не знающий покоя темперамент.
Неужели всегда я буду видеть мой народ беспомощным и жалким, не способным защищать то, что любит, отдающим на поругание то, что обожает, видеть французов в вечном плену суеверий+
Церковники подняли вой. Для них поэма Вольтера была равносильна объявлению войны. Вольтер уже был достаточно опытен и потому немедленно удалился из Парижа. Он скрылся в маленькой деревушке в Нормандии недалеко от Руана. Знакомым, что подальше, было сказано об его отъезде в Англию.