A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Культ Верховного Существа после 9 термидора. Несомненно, что сторонники свободомыслия с радостью встретили падение основателя культа Верховного Существа. Но 9 термидора с трибуны Конвента никто не поставил Робеспьеру в вину его религиозных идей. читать дальшеТем не менее, толпа, издевавшаяся над Робеспьером, припомнила ему и защиту католиков и его роль первосвященника в празднике Верховного Существа.Когда хирург обвязал бинтом его голову, раздались крики: «Вот он в повязке, как монахини». Когда, находясь в Консьержи, он попросил чернила и перо, тюремщик, издеваясь над ним, сказал: «Хочешь писать твоему Верховному Существу?» На заседании 11 термидора Эли Леско высмеивал «этого католического короля», «этого маленького человечка, который хотел стать таким великим и который, если бы мог, сместил предвечного и сам сел на его место». Верховное Существо объявлялось покровительствующим термидорианскому перевороту. 10 термидора секция Брута «пела гимны в честь Верховного Существа в знак радости, что тирания пала». Казнь Робеспьера, таким образом, не повлекла за собой закрытия храмов Верховного Существа. Церемонии в этих храмах продолжались по прежнему. Рассказывают, что даже много времени спустя происходили соответственные торжества, например в Лилле в пятые дни санкюлотиды II года республики. Лилльский храм представлял Элизиум. «Там были озера, годы, леса, гроты, далекие холмы, пирамиды, гробницы с надписями в честь великих друзей свободы. Посредине возвышалась статуя Свободы». Там была и гробница Руссо, там были поставлены памятники Ле-Пелетье, Бару и Виала, там находилась урна «Друга народа». Случалось, что в завоеванных странах комиссары еще некоторое время посвящали храмы Верховному Существу. Конвент не хотел, чтобы падение Робеспьера дало новую надежду сторонникам культа Разума. Напротив, поначалу замечается робкое желание поддержать культ Верховного Существа, освободив его от налета робеспьеризма. Речи, которые произносились в Конвенте в III году по поводу празднования декад, полны деистских настроений, многие члены Конвента требуют, чтобы первый праздник был посвящен Верховному Существу. Но никто не решается требовать установления государственного культа. И вскоре культ Верховного Существа был позабыт. Праздник Верховного Существа не был даже упомянут в законе 3 брюмера IV года Республики, который установил семь народных праздников: праздник основания Республики, Юности, Супругов, Благодарности, Земледелия, Свободы и Старцев. Конвент не дал себе труда даже отменить праздник Верховного Существа.
A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Камилл, который видел зарю успеха был воодушевлен беспорядками вокруг. Он опубликовал "Свободную Францию" и почти тотчас же после нее "Речь фонаря к парижанам". Анализ этих двух памфлетов не в нашей компетенции, как можно себе представить.
A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Олар. И впечатление произведенное им [Робеспьером] ,было таково, что тотчас с той же трибуны Эбер поспешил отречься от прошлого, издеваясь над культом Марата:"Надо вам сказать, что это новая западня врагов народа; они хотят обесчестить революцию и выставить ее в смешном виде.Уже говорят, что парижане без веры и совести, что они Маратом заменили Христа. Так опровергнем же эту клевету"
A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
В центре этого бушуещего Пале-Рояля он вспрыгивает на стол, сообщает бездельникам об отставке Неккера, вынимает из кармана пистолет, которым грозит воображаемым шпионам и говорит о набате святого Варфаломея - все средства, которые вызывают верный эффект. Вот как случилось, что Париж лег спать в эту ночь под шум восстания, которое будет длиться десять лет.
A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Начало декрета, который Робеспьер предложил Конвенту после своего доклада от 18 флореаля. IФранцузский народ признает бытие Верховного Существа и бессмертие души. II Он признает, что культом, достойным Верховного Существа, является исполнение людьми их обязанностей. III. На первое место среди них он ставит долг ненавидеть вероломство и тиранию, карать тиранов и изменников, помогать несчастным, щадить слабых, защищать угнетенных, делать ближним добро, какое можешь, и не быть несправедливым к кому бы то ни было. IV. Будут устроены празднества, чтобы напомнить человеку о божестве и о собственном его достоинстве. V. Эти празднества будут устроены в честь славных событий нашей Революции, и им будут присвоены имена добродетелей, наиболее дорогих и полезных человеку и величайших благодеяний природы. VI. Французская Республикабудет праздновать ежегодно 14 июля 1789 г., 10 августа 1792 г., 21 января 1793 г., 31 мая 1793 г. VII. В последние дни декад она будет устраивать праздники в честь: Верховного Существа и природы. Человеческого рода. Французского народа. Благодетелей человечества. Мучеников Свободы и равенства. Республики. Всемирной Свободы.Любви к Отечеству. Ненависти к тиранам и изменникам. Истины. Справедливости. Целомудрия. Славы и бессмертия.Дружбы. Плодородия.Отваги. Верности. Героизма. Бескорыстия. Стоицизма. Любви. Супружеской Любви. Отцовской Любви. Материнской Ласки. Сыновней почтительности. Детства. Юности. Возмужалости.Старости. Страдания. Земледелия. Промышленности. Предков. Грядущих поколений. Счастья.
A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
В этом мощном движении, которое поднялось во Франции, Камилл не стоит наряду с мыслителями, он играл роль Гавроша, но, как Гаврош, он инкстинтивно знал, что нравится парижанам, гениальная способность к театральным эффектам, веселая отвага и то едкое сатирическое красноречие, которое увлекает толпу.
A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Его растущая известность доставляла ему эти неожиданные почести. Хорошо известная сцена в Пале-Ройяле -этот пример распространяющегося поэтического вдохновения - как кокарды - зеленые листья с деревьев сада и марш, который он совершил по Парижу, сопровождаемый толпой, которую он наполнил энтузиазмом и которая сопровождала его триумфальными криками - поместили его в первый ряд врагов двора.
A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
club1789-1794.livejournal.com/11789.html Если можно сказать, что молодой король в образе яростного охотника имеет достойный вид, то следует добавить, что он выходил по ночам на террасу Версальского дворца якобы «подышать воздухом», как снисходительно говорит аббат де Вери, а на самом деле, чтобы поохотиться на кошек, и даже однажды убил любимого кота г-жи де Морепа, в чем принес ей искренние сожаления..."
A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Он все время держит меня за руки и то и дело дружески пихает кулаком в бок, .. Он возвращается к обеду с отличной компанией и иногда с любовницей, и мы пьем восхитительные вина. Я чувствую, что его чересчур изысканный и обильный стол развратит меня.Его бордо и мараскино дороги, факт, который я тщетно пытался забыть, и мне очень сложно впоследствии восстановливать свой республиканский аскетизм и ненавидеть аристократов, чье преступление состоит в склонности к этим превосходным обедам
A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Многие люди, которые слышали меня выражали удивление, что я не был избран депутатом, комплимент, который льстит мне невыразимо. Его видели теперь с Мирабо в Версале! Мы стали большими друзьями, во всяком случае он зовет меня "мой дорогой друг"
A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Идейной основой для культа Верховного существа послужили произведения Жан-Жака Руссо, в первую очередь "Исповедание веры савойского викария". Термин «Бог» ( Dieu) заменялся на термин «Верховное Существо» ( l'Être suprême). Данный термин употреблялся философами и публицистами и до революции с разным религиозным и философским содержанием (в том числе и в рамках традиционного католицизма). Он был включён в Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.: которая была принята Национальным собранием «перед лицом и под покровительством Верховного Существа». Также он был использован в тексте конституции 1793 г. Культу Верховного Существа противостоял организуемый эбертистами и Шометтом «культ Разума». Христианские церкви закрывались (массово с ноября 1793 г.), подвергались разграблению, объявлялись «храмами Разума», в них проводились праздники в честь «Богини Разума. Однако когда в марте 1794 г. были осуждены на смерть эбертисты, а в апреле – Шометт, культ Разума фактически оказался под запретом. 18 флореаля Робеспьер выступил в Конвенте с огромной речью, которую, вероятно, начал писать за год до этого. Он заявил, что все заговорщики, как жирондисты так и дантонисты и эбертисты развращали народ. Они были «фанатичными проповедниками атеизма». Нельзя лишать людей веры в бессмертие души и в справедливое воздаяние после смерти. Робеспьер назвал энциклопедистов «сектой» и упрекнул их в лицемерии. «Они были надменны в своих писаниях и пресмыкались в прихожих». Конвент без всяких прений принял подготовленный Робеспьером декрет о праздновании в честь Верховного существа. В нем было сказано, что«французский народ признаёт существование Верховного Существа и бессмертие души». 16 прериаля Конвент избрал Робеспьера председателем, что означало, что в будущем празднестве он будет играть главную роль. Давид написал подробный план праздника, который и был полностью осуществлен. Праздник 20 прериаля состоялся в солнечный день. Накануне все дома были украшены ветвями деревьев, цветами и трехцветными флагами. На Марсовом поле воздвигли высокую гору со скалами, гротом и терновыми кустами. В саду Тюльери была возведена огромная статуя Атеизма с надписью «Единственная надежда иностранцев». Празднество началось в 8 часов утра. «Граждане и гражданки начинают двигаться из своих секций двумя колоннами, справа мужчины и мальчики, слева женщины, девушки и дети. Юноши образуют колонну каре по двенадцать в ряд и занимают центр. У матерей в руках букеты роз, символ изящества, девушки несут корзины цветов, символ юности. Мужи и отроки держат в руках дубовые ветки, символ силы и свободы». Члены Конвента во главе с Робеспьером между двенадцатью и часом дня вышли на балкон павильона Единства. Неподкупный был в голубом фраке и нанковых панталонах. Он произнес речь, затем поджег статую Атеизма. Потом шествие двинулось на Марсово поле. Некоторые члены Конвента открыто выражали свое недовольство ролью Робеспьера, как «верховного жреца». В частности, ему напомнили о Тарпейской скале. Когда шествие дошло до Марсова поля «колонна мужчин развернулась с правой стороны горы, а колонна женщин слева… Конвент занял вершину горы, а музыканты середину. Когда мужчины и женщины построились окончательно, музыканты исполнили гимн в честь Верховного существа. После гимна была исполнена большая симфония….Молодые девушки бросали к небу цветы, а юноши обнажали сабли и приносили клятву всегда одерживать победу… Наконец орудийная пальба, как символ национальной мести, огласила воздух и все граждане и гражданки, давая выход своим чувствам в братских поцелуях, завершили праздник кликами… : «Да здравствует Республика!» Праздники в честь Верховного существа проходили во многих департаментах. Многие для них использовали символику культа Разума. Бывшие организаторы культа Разума играли теперь первые роли в праздниках в честь Верховного Существа. После 9-го термидора культ Верховного Существа, ассоциировавшийся с "правлением"Робеспьера, быстро сошёл на нет
A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Из всех предметов, что обыкновенно преподаются в воспитательных заведениях, не было ничего, что давалось бы Робеспьеру труднее и раздражало бы его больше, чем все относящееся непосредственно к религии. Тетки Робеспьера, женщины очень набожные, не сумели внушить ему в детстве любовь к религии; он не приобрел ее и в более зрелом возрасте. Напротив, молитва, религиозные обряды, богослужение, исповедь - все это было ему ненавистно; читать дальшеманера, с которой он отделывался от своих обязанностей слишком явно выдавала его отвращение. Обязанный принимать участие во всех подобных упражнениях. он относился к ним пассивно, как автомат. Когда ему приходилось следить по молитвеннику, он держал его перед собой, не перевертывая страниц. Его товарищи молились, он не шевелил губами; его товарищи пели, он оставался нем; и даже, когда совершались святые таинства у подножия алтаря, где покоилась святая жертва, несмотря на то, что надзор наставников сдерживал его поведение, было легко заметить, как далеки его мысли и чувства от бога, которому он должен был поклоняться.
A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Он открыто признается в своем тщеславии и обжорстве... этот бедный малый, который в благоприятные дни питался скудно, а в неудачные времена не ел вообще, любил хорошо поесть.Во время обедов на которых он был приглашаем он остроумно беседовал, над ним смеялись, но также и слушали.
A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Эти письма его отцу изумительны в своей наивности. Он рассказывает там о невероятном количестве неприятностей, которые он перенес, чтобы стать известным, спеша сначала к Байи, потом к Мирабо "умоляя быть включенным в число авторов знаменитой газеты, регистрирующей все, что происходит в Генеральных штатах".
A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Взглянем на портрет Сен-Жюста, запечатлевшийся в памяти одного из его соратников, чье имя осталось неизвестным: "По окончанию революции он всей душой мечтал предаться своим обычным размышлениям, созерцать природу и наслаждаться покоем частного существования в деревенской хижине, вместе с некою молодою особой, кою, казалось, само небо предназначило ему в подруги". Нужна ли была революция для осуществления этой идиллии?
A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
"Один из моих товарищей (по Лицею Людовика Великого)", -писал он своему отцу, - "был более удачлив, чем я - де Робеспьер, депутат от Арраса. Предложение, которое я пока не могу перевести. Я видел наших депутатов. Как высоко они держат головы! Они caput inter nubes и не без причины.Я тобой ужасно недоволен.Почему ты проявил так мало рвения, чтобы достичь такой великой чести.